Пальна-Михайловка

01/10/2022 13:00 Пальна-Михайловка

© Фото: liptur.ru; dmitry-sasin.livejournal.com

В 20 километрах от Ельца расположено село Пальна-Михайловка, вотчина дворян Перваго и Стаховичей. Изюминкой села является усадебный комплекс. Он состоит из главного усадебного дома, Дома актера и храма-усыпальницы Михаила Архангела.

 

Первым владельцем Пальна-Михайловки был Осип Перваго, титулярный советник. При нем появились первые постройки.

 

Затем имение перешло его внуку Михаилу, который построил первый усадебный дом и заложил Английский парк. Усадебный дом, это, по сути, дворец. Его спроектировал архитектор Александр Витберг. Роспись внутри особняка выполнил итальянский живописец Джованни Скотти в стиле гризайль. Роспись до наших дней не сохранилась, так как дом не раз горел и перестраивался.

 

После кончины Михаила Перваго имение к его дочери – Надежде, которая вышла замуж за офицера Александра Стаховича и имение стало неразрывно связываться с этой дворянской фамилией.

 

В 1880 году на территории имения по проекту Доменико Жилярди построена церковь во имя Михаила Архангела – фамильная усыпальница Стаховичей. Это единственное творение Жилярди в Липецкой области. Церковь в стиле ампир выстроена в виде круглого глухого здания с куполом на барабане, украшенного одним портиком с западной стороны, и напоминает своими очертаниями римский Пантеон.

 

Напротив церкви стоит третий особняк – построенный во второй половине XIX века, в псевдоготическом стиле. Его назвали Домом актера.

 

«Все планы нового дома были набросаны матерью; вся его внутренняя отделка, вплоть до мельчайших подробностей обстановки, была делом ее труда, забот и вкуса. Он был кирпичный, сливочного цвета, в чисто английском стиле, с выступами, треугольными фронтонами, пучками высоких труб. Комнаты были большие, очень высокие, выкрашенные светлой масляной краской; сквозь многостворчатые окна лился свет; лестницы были белые, коридоры широкие; обилие света и воздуха должно было благотворно действовать на душу и здоровье детей. В убранстве его не было ничего случайного; все было продумано тщательно и с любовью; во всем проглядывал культурный и точный вкус моей матери. На своих путешествиях, в музеях, из альбомов и специальных журналов она зарисовала все, что поражало ее и могло пригодиться для ее нового дома. И у нас можно было найти и большие, до потолка, голландские печи из бело-синих расписных изразцов, и резные двери светлого дуба, точное воспроизведение какого-то флорентийского церковного портала, и глубокий камин в столовой, заимствованный из нюрнбергского дома Альбрехта Дюрера. Эта столовая со своими выдававшимися полукругом высокими окнами, прикрытыми ioiles de Genes, с темными балками потолка и аркой мореного дуба, с тяжелыми петровскими стульями, со старыми дельфтами и блестящей медной английской посудой на дубовых поставцах была по своим размерам и сочетанию красок одной из самых красивых комнат, которые мне приходилось видеть. Очень привлекательна была и моя комната, огромная и светлая, с голубыми стенами и белыми колоннами. Это был красивый, бодрый, радостный дом; ему недоставало только прелести старины», - вспоминал об обстановке второго усадебного дома Михаил Стахович.

 

За этим особняком растут два дуба, которые изображены на гербе Становлянского района. Эти дубы привезли еще во времена первого владельца усадьбы – Перваго из Болгарии, во время русско-турецкой войны. Чтобы дубки прижились, их корни обогревались выстроенными специально для этого печками.

 

В имении Стаховичей бывали Александр Пушкин, Илья Репин, который с балкона особняка написал картину «Пальна. Вид с балкона», Лев Толстой, Серов, Станиславский.