Анатолий Багрицкий: авторская песня живет вместе с человеком с сотворения мира

03/06/2018 10:30 Анатолий Багрицкий: авторская песня живет вместе с человеком с сотворения мира

Автор:

В конце мая 2018 года на территории Музейно-мемориального комплекса героям Куликовской битвы в селе Монастырщино в 18 раз прошел фестиваль авторской песни. В составе жюри был замечен известный автор-исполнитель Анатолий Багрицкий. С ним удалось пообщаться участникам проекта #coolpolepress.
 
Почему тебя в авторскую песню занесло? 
 
В юности я писал стихи. А когда появилась первая гитара, попробовал их петь с аккомпанементом. Получалось не очень. У стиха уже есть свой ритм, музыка ему не нужна. Я быстро понял, что хорошие песни получаются, когда сначала придумываешь мелодию, а потом вписываешь в нее слова, а не наоборот. Чтобы наоборот – это нужен особый талант, композиторский. Такое мало кто может. Андрей Петров мог, Таривердиев. Так что меня по-прежнему заводит мелодия. Джо Дассен, песни из советских фильмов. Как-то так. 
 
Почему, с твоей точки зрения, жанр до сих пор жив? 
 
Что же касается авторской песни как жанра, то я бы вообще не рассуждал такими категориями как «жив» или «мертв». Жанр тут вообще ни при чем. Если на то пошло, авторская песня никогда не рождалась, чтобы говорить о ее смерти. Я имею ввиду, что она живет вместе с человеком с сотворения мира. Литература вторична. Песни же человек пел всегда и не перестанет петь. В моем понимании авторская песня – это то, что можно петь без сопровождения музыкальных инструментов. Попробуйте спеть свои любимые песни таким образом и сразу почувствуете, что звучит из сердца, а что нет. Понятно, что есть формальные признаки жанра. Но мы же не формалисты. Иногда чужую песню поешь так, как свои никогда не пел. Вопрос искренности. 
 
Расскажи о своих профессиях и увлечениях… 
 
Я получил образование во ВГИКе. Моя специальность – драматургия игрового фильма. Лет десять работал ведущим прямого эфира на радио. Наговорился на две жизни вперед. Теперь люблю молчать. Что еще? В звуковом цехе работал на съемках кино и рекламы. Люблю акробатику, плавание. Читаю. Раньше читал тоннами, сейчас – меньше. Читать нужно постоянно. Как дышать. Это формирует и развивает мышление и память. Играю в любительском театре. Как-то так случилось, что в Москве я дружу больше не с музыкантами, а с актерами.  
 
Какие впечатления от фестиваля? 
 
На фестивале мне больше всего понравилось то, что окончательное решение в выборе призеров было за зрителями. Это вот как-то правильно. Для людей же играем, не для жюри там всяких и комиссий. Я ставил оценки исходя из того, в какой номинации артист выступал. А это довольно сухой подход. Ну вот, скажем, поет человек песню. Слова в ней прекрасные. Но он выступает как автор музыки, а музыка, мягко говоря, не очень. Нет мелодии, просто мурлыканье под аккорды. И я ставлю низкую оценку. Но хорошие стихи плохой музыкой не убьешь, они все равно звучат и доходят до зрителя. Так что песня, можно сказать, все равно получилась. Но такого было мало. По большей части и песни, и исполнители были на высоте. Я получил большое эстетическое удовольствие. И вообще, на фестивале царила добрая атмосфера. Народ приехал семьями, с детьми. Природа просто сказочная. Что еще нужно! Я благодарен устроителям за эти чудесные выходные, полные музыки и улыбок. 
 
 
Беседовали: 
Екатерина Сокол студентка 4 курса кафедры журналистики ТулГУ и куратор проекта #coolpolepress Марина Ковсман. 
Фото из архива А.Багрицкого