Дворец-музей графа Бобринского

26/06/2018 22:45 Дворец-музей графа Бобринского

Автор:

Еще одна «ночная жемчужина» Тульского края – это, конечно же, дворец-музей графа Бобринского в Богородицке. Расположенным на плоском холме великолепным белоснежным домом путешественник может полюбоваться уже из центра города. А если свернуть с трассы Москва – Дон возле указателя «Богородицк», то через четверть часа езды путник окажется в бывшей усадьбе графов Бобринских.

В XVIII столетии путешественниками и гостями Тульской области этот дивный уголок именовался не иначе как местом, «достойным любопытства». Графский дом, а еще больше «обширный сад», прилегавший к усадьбе, считались «чудом здешнего края». А с 2010 года, после торжественного включения на День города Богородицка архитектурной подсветки на дворце-музее, его можно смело называть «чудом Тульской области».

Специалисты фирмы «СветоДизайнПроект», разрабатывавшие для дворцового комплекса специальную систему освещения, постарались представить эти объекты в темное время суток еще более прекрасными, чем днем.

Благодаря подсветке белоснежное двухэтажное здание дворца на высоком цокольном этаже, украшенное легким бельведером, кажется еще более легким, изящно-воздушным, почти полупрозрачным. Оно буквально парит над холмом. Если смотреть немного снизу, с парковой лестницы, то полукруглый выступ на западном фасаде дворца с отходящими от него по обе стороны плоскими ступенями стен уподобляют здание белоснежному ночному мотыльку с распахнутыми крыльями. Создается впечатление, что чудесное строение привязывает к земле только его собственное отражение в запруженной реке Уперте.

Такое же подчеркнутое стремление ввысь, в ночное небо, благодаря удачной подсветке приобретает и въездная башня дворца. Заливающий ее фасад свет скрадывает общие размеры строения, подчеркивая в то же время его изящное архитектурное убранство.

В этом плане светодизайнеры выступили полноправными соавторами архитектора, проектировавшего комплекс. Они не только подчеркнули в нем все лучшее, но и нашли собственные удачные акценты, еще более украшающие дворец-музей в темное время суток. В то же время при выполнении своей задачи специалисты «СветоДизайнПроекта» подошли к этому известнейшему памятнику истории и архитектуры максимально бережно. При устройстве подсветки они старались ничем не повредить фасады комплекса – ему и так много досталось от времени и от людей.

Императорская усадьба начала строиться на месте развалившейся Богородицкой крепости во второй половине XVIII века, по проекту тогда еще только начинающего архитектора Ивана Старова. Заказчицей  загородного ансамбля выступила сама Екатерина Великая, формировавшая владения для своего внебрачного сына, рожденного от графа Г.Г. Орлова - Алексея Григорьевича Сицкого (в 1775 году фамилию изменили на Бобринский).

Летом 1773 года был заложен первый камень в основание Богородицкого дворца.

А в середине 1780 годов изысканное архитектурное творение приобрело не менее великолепную зеленую оправу. Видный деятель эпохи Просвещения талантливейший россиянин А.Т.Болотов окружил дворцовый ансамбль романтическим пейзажным парком, заслужив себе на века славу искусного ландшафтного зодчего.

Во время войны 1812 года недалеко от Богородицка партизаны отбили у наполеоновских войск бронзовую колонну, которую Наполеон готовил для установки в Москве в честь своей победы. Колонну доставили во дворец Бобринского в Богородицке. Впоследствии ее передали в Тульский музей оружия.

После революции 1917 года парк и дворец Бобринских были национализированы. А в 1918 году в трех залах дворца был открыт культурно-просветительный музей. Наступление Деникина на Москву в 1919 году вынудило военно-революционный комитет отвести дворец под красноармейские казармы. Это была временная мера, но она открыла возможность использования дворца в подобных целях и в дальнейшем - в его стенах до 1921 года располагались части внутренней охраны.

Дворец «пришел в состояние, при котором без солидного ремонта его нельзя использовать». Были вырублены ценные уникальные деревья, загрязнились пруды, были разломаны изящные мостики, варварски уродовались дорожки, «парк стал доступен всякому животному».

В 1925 году музей закрылся, а судьба его экспонатов осталась неизвестной. В 1929 году была разрушена и уничтожена въездная башня, от нее остались лишь остатки фундамента. В 1934 году дворец перешел в ведение управления курортами, и в нем был открыт санаторий «Красный шахтер».

В ночь с 11 на 12 декабря 1941 года при отступлении гитлеровские войска превратили здание дворца в руины. 1 июля 1967 года было принято решение о восстановление «графских развалин». В 1968 году был спасен от полного разрушения дворец Бобринских, по сохранившимся документам и фотографиям на старом фундаменте восстановлена башня-колокольня, жители города вновь высадили деревья для Церериной рощи, началось восстановление Богородицкого парка. В 1975 году в возрождаемом дворце был основан Богородицкий дворец-музей, который 16 октября 1988 года распахнул свои двери для посетителей.

А в 2010 году, напомним, на дворце-музее была включена архитектурная подсветка. Этому предшествовала долгая и тщательная подготовительная работа специалистов фирмы «СветоДизайнПроект». В результате была спроектирована система освещения, не нарушающая ни исторический облик, ни сам материал замечательного культурного памятника.

При монтаже светильники располагали таким образом, чтобы они не касались фасадов зданий. Кроме того, еще на стадии разработки проекта было придумано, как минимизировать внешний вид системы освещения за счет специального слоя окраски. Он позволил этим системам буквально «раствориться» на фоне объекта. Были использованы также и специальные миниатюрные прожекторы, незаметные с того или иного ракурса.