По следам берлинских изданий Толстого

04/06/2018 10:21 По следам берлинских изданий Толстого

Автор:

Издательство и типография Элпидина в Женеве, по всей видимости, не могли удовлетворить огромный спрос на запрещенные цензурой произведения Толстого, которые одновременно читали тысячи и тысячи людей в России. В 1890-е годы выпуск толстовской литературы начинается в других европейских городах. В моей коллекции есть несколько книг Толстого, выпущенных в Берлине в 90-е годы XIX века и позднее местными издателями русской запрещенной литературы. Это «Послесловие к «Крейцеровой сонате», книга «Царство Божие внутри вас», брошюры «Патриотизм или мир?» и «Патриотизм и правительство. Против войны».
 
Судьба каждой из этих книг достойна отдельного рассказа, а может быть и целой приключенческой повести. Персонажами ее могли бы стать десятки реально существовавших людей из всех слоев населения, от высшего света Петербурга до беглых сибирских каторжников. 
 
«Крейцерову сонату» Толстой написал в 1889 году. В 1890 году цензура запретила ее публикацию в сборнике «В память С.А. Юрьева». Кстати, сборник этот у меня имеется. Он довольно интересный, хотя и собран из разнохарактерных и неравноценных по своему значение произведений. На месте, где должна была быть напечатана трагическая история ревнивого мужа, Толстой поместил свою новую пьесу «Плоды просвещения», полную жизни и искрометного юмора. 
 
Сборник «В память С.А. Юрьева».jpg 
Сборник «В память С.А. Юрьева» 
с первой публикацией пьесы Л.Н. Толстого 
«Плоды просвещения». 
Титульный лист 
 
В феврале 1891 года прямо в типографии А.И. Мамонтова и К° была арестована 13-я часть «Сочинений графа Л.Н. Толстого», содержавшая «Крейцерову сонату». Это событие настолько взволновало супругу Толстого Софью Андреевну, являвшуюся официальным издателем «Сочинений» и защитницей финансовых интересов семьи, что она, получив в апреле того же года аудиенцию у Александра III, добилась частичной легализации повести. 13 часть сочинений, содержавшая первую публикацию «Крейцеровой сонаты», была «выпущена на свободу», пошла к подписчикам и в книжные магазины. Кстати, эту «книгу-узницу» мне удалось когда-то приобрести, а вместе с ней и некоторые другие части «Собрания», например, 14-ю, которая считается среди книжников довольно редкой, о чем писал не имевшей этой части в своей библиотеке Н.П. Смирнов-Сокольский. 
 
Л.Н. Толстой. «Сочинения. Часть тринадцатая. Произведения последних годов».jpg
Л.Н. Толстой. «Сочинения. 
Часть тринадцатая. 
Произведения последних годов» 
с первой публикацией «Крейцеровой сонаты», 
«Послесловия» к ней и «Плодов просвещения». 
Титульный лист 
 
Разрешив публикацию «Крейцеровой сонаты» в «Сочинениях» Толстого, царь, однако, не дал согласия на ее публикацию отдельным изданием. Но этого, в общем-то, и не требовалось. С момента написания и до середины 1891 года вышло около 50 гектографированных и литографированных изданий и два зарубежных типографских издания повести. Ее напечатали в Берлине в типографии А. Островского и у М. Элпидина в Женеве. При этом некоторые нелегальные издания «Крейцеровой сонаты» носили скорее коммерческий, нежели идейный характер, и имели душещипательный подзаголовок: «Повесть о том, как муж убил свою жену». 
 
Запрет продолжался многие годы. Но был нарушен совершенно случайно и неожиданно. А произошло вот что. В 1899 году предприимчивый московский издатель М.В. Клюкин выпустили в типографии Е. Гербек «Крейцерову сонату» отдельной книгой тиражом 2400 экземпляров. Главное управление по делам печати потребовало ее ареста и уничтожения. Дело дошло до самых высших эшелонов власти. О «преступной» книге, изданной в Москве, Николаю II доложил министр внутренних дел Сипягин. Повесть была «пропущена», т.е. разрешена к реализации по причине того, что министр не счел возможным «возместить расходы издателей» из средств казны, как этого требовалось законом, и царь с этим согласился. В ближайшие год-полтора предприимчивый Клюкин выпустил еще 5 или 6 изданий повести. Его примеру незамедлительно последовали московский издатель Д.П. Ефимов, харьковский издатель П.М. Лесман, петербургский издатель Н.С. Аскарханов и другие. Книгу зачитывали до дыр и постоянно требовали в книжных лавках. Издатели усердствовали и подсчитывали барыши. 
 
С момента появления повести на свет вокруг «Крейцеровой сонаты» разгорелись жаркие споры. По свидетельству Н.Н. Страхова, при встрече вместо вопроса: «Как ваше здоровье?» обыкновенно спрашивали: «Читали ли вы «Крейцерову сонату?». Поднятые в повести проблемы семейных отношений, фиктивности церковного брака не могли никого оставить равнодушными. Сам Толстой был завален письма читателей, просивших до конца прояснить его личное видение проблемы взаимоотношения полов. 
 
Это и вынудило Толстого написать «Послесловие» к своей повести с изложением своей личной позиции относительно отношений между мужчиной и женщиной в современном ему обществе. Как и сама повесть, «Послесловие к «Крейцеровой сонате» также было запрещено тиражировать отдельным изданием. Ее цензурная история повторила судьбу повести. В моей библиотеке хранится экземпляр «Послесловия», которое было издано в Берлине в 1890 году Вальтером Циммерманом. 
 
Не менее интересна судьба толстовского трактата «Царство божие внутри вас». В начале 1890-х годов своей энергичной общественной деятельностью Толстой с новой силой проявляет себя как защитник народных интересов. Он активно участвует в борьбе с голодом, охватившим в 1891-1892 годах некоторые центральные губернии России, помогает духоборам, выражает сочувствие тяжелому положению рабочих на российских предприятиях. 
 
Стремясь разобраться в причинах происходящего, осенью 1891 года Толстой пишет статью «Помощь голодным», в которой тесно связывает голод с жизнью всей самодержавно-аристократической России, осуществляющей грабеж своих «подданных» крестьян. Статья, предназначавшаяся для журнала Н.Я. Грота «Вопросы психологии и философии», попадает в руки цензоров и безжалостно искажается ими, после чего Толстой находит возможным опубликовать ее только в журнале «Книжки недели». 
 
Впоследствии к теме голода Толстой возвращается неоднократно. Так, в 1906 году в «Посреднике» выходит его брошюра «Голод», в которую вошли такие статьи писателя, как «О средствах помощи населению, пострадавшему от неурожая» (1891), «Помощь голодным» (1892), отрывок из статьи «Среди нуждающихся» (1892), письмо «К редактору русских ведомостей», отрывок из статьи «Голод или не голод» (1898). 
 
Л.Н. Толстой «Голод». Издание «Посредника». Обложка.jpg
Л.Н. Толстой «Голод». 
Издание «Посредника». 
Обложка 
 
Варварство цензуры подтолкнуло возмущенного Толстого к созданию книги «Царство божие внутри вас, или Христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание». В этой работе он стремится ярко и открыто показать все «подвиги» царских властей на поприще угнетения российского крестьянства и рабочих. При этом писатель особо подчеркивал тесную связь «деспотического правительства» с «царствующей церковью». 
 
Первое издание трактата выходит в конце 1893 или в начале 1894 года (в книге год выпуска не обозначен) в берлинском издательстве Августа Дейбнера. Второе издание, экземпляр которого мне когда-то удалось раздобыть, появляется практически параллельно, там же, в Берлине, под маркой Библиографического бюро, являвшееся объединением ряда берлинских книгоиздателей. Как на первом, так и на втором изданиях отмечено, что это «Единственное автором разрешенное издание». 
 
Из Германии различными путями книга попадает в Россию. В секретном циркуляре руководителя цензурного ведомства Е.М. Феоктистова № 2829, подписанном 18 мая 1894 года, отмечалось, что «сочинение «Царство божие внутри вас», напечатанное за границей и, безусловно, запрещенное к обращению, в настоящее время в значительном количестве экземпляров тайно проникло в пределы империи и распространяется, между прочим, путем перепечатывания на пишущих машинках, в особенности в южных губерниях…». Циркуляр предписывал установить «бдительный надзор» за всеми типографиями, литографиями и лицами, имеющими пишущие машинки. 
 
Л.Н. Толстой «Царство Божие внутри вас». Берлинское издание 1894 г..jpg
Л.Н. Толстой 
«Царство Божие внутри вас». 
Берлинское издание 
1894 г. 
Титульный лист 
 
Жандармы сбивались с ног. Искали, вынюхивали. Переворачивали вверх дном жилища бедных студентов, книжные шкафы общественных библиотек и народных читален, опрашивали осведомителей. Что-то находили, конфисковывали, сжигали, кого-то арестовывали, отправляли в ссылку. Но выходила новая книга, появлялся новый секретный циркуляр и все повторялось снова и снова. 
 
Брошюра Толстого «Патриотизм или мир?», выпущенная в 1896 году в Берлине Августом Дейбнером с подзаголовком «Письмо к Мансону 2 января 1896 г.», первое издание этого произведения. История его создание такова. На рубеже XIX – ХХ веков ведущие империалистические державы существенно активизировали свою борьбу за передел мира. Находясь в центре всех мировых событий благодаря постоянному чтению прессы, общению с многочисленными корреспондентами, писавшими ему письма на 26 языках народов мира, Толстой живо откликался на все, что происходило на различных континентах. В 1896 году из под пера автора великой эпопеи о войне 1812 года вышла статья «К итальянцам», касавшаяся проблемы итало-абиссинской войны. В 1898 году Толстой пишет статью «Две войны», посвященную испано-американской войне за Кубу и Филиппины. В 1899 году в «Письме к Г.М. Волконскому», внуку декабриста, Толстой клеймит позором войну англичан против буров. В 1900 году выходит трактат Толстого «Рабство нашего времени». В нем писатель продолжил начатую в более ранних работах тему о колониальном и национальном гнете. В 1904 году, в условиях начавшей русско-японской войны, Толстой обращается к воющим сторонам со статьей «Одумайтесь!». 
 
Трактат «Патриотизм или мир?», написанный в форме письма к англичанину Джону Мансону, самое раннее в ряду перечисленных выше антимилитаристских произведений Толстого. В нем в полной мере раскрылся провидческий дар писателя, почти за 20 лет до начала Первой мировой войны 1914-1918 годов предупредившего мир о ее возможности и неизбежности. Провидец-Толстой писал в этой работе: «За какое хотите время откройте газеты, и всегда, в каждую минуту вы увидите черную точку, причину возможной войны: то это будет Корея, то Памир, то Африканские земли, то Абиссиния, то Армения, то Турция, то Венесуэла, то Трансвааль. Разбойничья работа ни на минуту не прекращается, и то здесь, то там не переставая идет маленькая война, как перестрелка в цепи, и настоящая большая война всякую минуту может и должна начаться». 
 
На исходе XIX века великий английский драматург и один из руководителей социалистического движения фабианцев Бернард Шоу громко заявил: Европу возглавляет ни кто иной, как писатель-гуманист Лев Толстой, высоко поднявшийся «над всеми нашими чембирленами, и китченерами, и германскими императорами, и лордами-канцлерами, и другими рабами фальшивых идей и ложных страхов». 
 
Такая оценка Толстого не была сильным преувеличением. Немного позднее американская демократическая пресса назвала Толстого «гражданином мира». Осуждая мировой империализм, в том числе американский, Толстой резко делил граждан Америки, Англии, Франции, Германии, Италии на тех, для кого война является дополнительным источником наживы, и на тех, кто вынужден нести бремя ответственности за алчность имущих классов. Он неоднократно резко выступал против официального правительственного патриотизма, доведшего народы христианского мира до озверения, призывал людей доброй воли одуматься и не идти на поводу у политиканов, спекулирующих идеями патриотизма ради обогащения и захвата чужих территорий. 
 
Любопытно берлинское издание трактатов Толстого «Патриотизм и правительство» и «Против войны». Они вышли под одной обложкой на русском языке по всей видимости в 1907 году (год издания на брошюре отсутствует). Написанные в 1898-1900 годах эти толстовские произведения в течение многих лет будоражили умы и сердца людей, были переведены на многие языки народов мира. 
 
Л.Н. Толстой. «Патриотизм и правительство. Против войны»..jpg
Л.Н. Толстой. 
«Патриотизм и правительство. Против войны». 
Берлинское издание Г. Каспари 
 
Издательство Генриха Каспари, выпустившее брошюру Толстого, судя по помещенной на обложке рекламе, весьма активно пропагандировало творчество писателя, опубликовав около 20 его работ. Здесь были опубликованы многие произведения других русских авторов, запрещенные или искаженные цензурой в России. В этом издательстве, в частности, вышли знаменитый в свое время фельетон А.В. Амфитеатрова «Господа Обмановы», стоивший автору ссылки в Минусинск, «Бездна» Л.Н. Андреева, «Биографии русских революционеров» В.А. Зайцева, «Материалы к биографии русских коронованных особ», сочинения В.Г. Короленко, В.М. Гаршина, М.Е. Салтыкова-Щедрина.