Информационная блокада

04/06/2018 10:36 Информационная блокада

Автор:

Наплыв нелегальных изданий Толстого вынудил царское правительство объявить великому писателю информационную блокаду, которая продолжалась в течение многих лет. 
 
Вот краткая хроника этой блокады, взятая из статьи «Толстой и царская цензура», опубликованной в еженедельнике «Неделя» («Вестника Знания») № 45 от 13 ноября 1911 года: 
 
1890 год — газетам и журналам предложено «прекратить всякую полемику по поводу «Крейцеровой сонаты» гр. Л.Н. Толстого». 
 
1892 год - воспрещено перепечатывать из «Дейли Телеграф» и № 22 «Московских ведомостей» письмо Л.Н. Толстого. 
 
1894 год - распоряжение «Не перепечатывать полностью или в извлечениях, из иностранных газет никаких сведений о гр. Л.Н. Толстом, его сочинениях и частной жизни». 
 
1898 год - отдан приказ «не помещать статей и известий о предстоящем юбилее гр. Л.Н. Толстого». 
 
1901 год: 
24 февраля - редакциям бесцензурных газет и журналов объявлено распоряжение: «Не помещать ни каких обсуждений определения Святейшего Синода 20-22 февраля об отлучении от церкви гр. Л.Н. Толстого»; 
март - запрещено помещать «телеграммы и известия о выражении сочувствия отлученному от церкви гр. Л.Н. Толстому»; 
июнь - воспрещена перепечатка из «Миссионерского обозрения» статьи «Новая исповедь гр. Л.Н. Толстого», где помещен его «Ответ Св. Синоду»; 
август - наложен запрет на «известие о переезде гр. Л.Н. Толстого на юг и о приветствиях, обращенных к этому писателю со стороны его почитателей»; 
сентябрь - циркуляр «не перепечатывать из № 246 «Петербургской газеты» извести об отъезде гр. Л.Н. Толстого в Крым». 
 
1902 год: 
29 января - циркуляр: «В виду возможности в ближайшем времени кончины гр. Л.Н. Толстого и, не встречая препятствия к помещению тогда статей, посвященных его жизнеописанию и литературной деятельности, министр внутренних дел признал необходимым, чтобы распоряжение (имеется в виду определение Синода об отлучении Л.Н. Толстого от церкви - Б.Т.) оставалось в силе и чтобы во всех известиях и статьях о гр. Л.Н. Толстом была соблюдаема необходимая объективность и осторожность». 
 
С нарушавшими эту блокаду расправлялись мгновенно. Характерный случай произошел в 1902 году на Кубани. За публикацию в газете «Кубанские областные ведомости» небольшой заметки о пребывании Толстого в Крыму редактор газеты, известный кубанский общественный деятель и ученый Лука Мартынович Мельников был отстранен от работы в газете. 
 
Несмотря на все строгости правительственных запретов в России все же находились люди (и таких было немало!), стремившиеся нарушить эти запреты, рассказать правду о Толстом, его жизни, мировоззрении, творчестве. Одним из таких людей был писатель и драматург, товарищ А.П. Чехова по Таганрогской гимназии Петр Алексеевич Сергеенко (1854-1930). В 1898 году в московской типо-литографии Товарищества И.Н. Кушнерсва и Ко он выпустил подробную, написанную от сердца и хорошо иллюстрированную книгу «Как живет и работает гр. Л.Н. Толстой». Приуроченная к 70-летию со дня рождения писателя книга была с восторгом встречена всей читающей Россией. Ни один последующий биограф Толстого не смог пройти мимо книги Сергеенко в виду ее почти фотографической точности. Впоследствии работа Сергеенко неоднократно переиздавалась, причем немалыми тиражами. Хочу заметить, что писателем стал и сын Петра Алексеевича - Алексей Петрович Сергеенко (1886-1961). Благодаря отцу он в юношеские годы близко познакомился с Толстым. Впоследствии написал на базе личных впечатлений книгу «Рассказы о Толстом», которая читается с большим интересом. 
 
В моей библиотеке хранится первое издание книги П.А. Сергеенко «Как живет и работает гр. Л.Н. Толстой». На титульном листе автограф автора - дарственная надпись фиолетовыми чернилами: «Владимиру Федоровичу Бургедорфу с благодарностью П. Сергеенко. 99.V, 3». 
 
Хочу заметить, что и при жизни Толстого, и после его смерти П.А. Сергеенко активно пропагандировал творчество писателя, выступал в качестве составителя и редактора некоторых его произведений. 
 
Рядом с упомянутой книгой с автографом Сергеенко в моем «толстовском шкафу» стоят два сборника писем Л.Н. Толстого, составленных и изданных Петром Алексеевичем. Это вышедший в конце 1910 года в издательстве «Книга» сборник «Письма Л.Н. Толстого 1848-1910 гг.» и «Новый сборник писем Л.Н. Толстого», опубликованный в 1912 году в Москве под редакцией А.Е. Грузинского «с 10 портретами и многими автографами». 
 
В редакторском предисловии к первому сборнику «Писем» Сергеенко отмечал, что, готовя это издание, он стремился показать в нем «беглую историю замечательной души человеческой – поскольку письма к близким людям могут отражать внутреннюю жизнь человека». «Новый сборник писем Л.Н. Толстого» был выпущен как продолжение первого. Перед редакторским предисловием чудом сохранилась небольшая вклейка, внешне похожая на часто встречающиеся в различных изданиях редакционные извинения за опечатки. Не могу не привести ее текст: «Книга эта, вышедшая в начале октября 1911 г., спустя несколько дней была арестована по постановлению Московского комитета по делам печати с возбуждением против издательства судебного преследования. Московская судебная палата постановила, не привлекая к судебной ответственности, уничтожить четырнадцать писем (Приговор 22 декабря 1911 г. по 2-му уголовн. департаменту). Издательство выпускает вновь книгу с изъятием перечисленных в приговоре писем, как о том отмечено на соответствующих страницах».  
 
И действительно, перелистывая страницы прекрасно изданного и иллюстрированного сборника, встречаешь большие пропуски в тексте. На месте вырезанных цензурой толстовских писем многоточия. Даже мертвый Толстой казался властям опасным. Судя по публикациям, сохранилось лишь несколько экземпляров конфискованного издания писем. Как правило, в подобных случаях конфискат в небольшом количестве расходился по рукам важных чиновников. Что-то припрятать от полиции удавалось иногда и типографским рабочим. 
 
Роясь как-то в тульских газетах первых лет советской власти, я обнаружил интересную информацию о том, что именно Сергеенко являлся создателем просветительного общества «Ясная Поляна», которое было учреждено в Туле 26 апреля 1918 года. Сергеенко и его ближайшие помощники ставили перед обществом благородные цели сохранения в неприкосновенности усадьбы великого писателя, приведение в должный вид яснополянского парка и сада, собирание материалов, связанных с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, создание школ, библиотек, читален, книжных магазинов, чтение лекций и организация экскурсий для всех желающих в Толстовскую усадьбу. Общество регулярно устраивало литературно-художественные вечера, посвященные Л.Н. Толстому и его творчеству, занималось сбором документов и материалов, связанных с именем писателя. В разгар революционных событий Сергеенко совместно с членом общества Высокомирским удалось спасти от гибели 110 писем Толстого к дочери Марии Львовне Оболенской, которые оказались в руках крестьян, разгромивших в 1917 году усадьбу Оболенских в селе Пирогово Крапивенского уезда. 
 
То, чем занималось общество «Ясная Поляна», было важным и необходимым. Хотя еще при жизни Л.Н. Толстого Ясная Поляна и стала своеобразной культурной Меккой, общая культурная ситуация в Крапивенском уезде, на территории которого располагалась усадьба, была плачевной. Как это ни парадоксально, Крапивенский уезд был одним из самых отсталых по количеству школ и культурно-просветительных учреждений для народа уездов не только Тульской губернии, но и всей Центральной России. 
 
В начальный период гражданской войны мой дед по материнской линии большевик с дореволюционным стажем Георгий Андреевич Касюлайтис был назначен в Крапивну военным комиссаром. Сохранившиеся архивные документы, а также рассказы моей бабушки (дед умер в 1925 году), свидетельствуют о том, что он не только организовывал снабжение войск, мобилизовывал население уезда на отпор белогвардейской коннице генерала Мамонтова, но и активно содействовал обществу «Ясная Поляна» в открытии в уезде школы для детей и взрослых, народных библиотек и читален. Дед был молодым революционным романтиком, немало претерпевшим от царской власти. Он искренне верил в светлое будущее страны, считал своим революционным долгом сохранение культурного наследия народа.