Началась реставрация знаменитейшей картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Русский музей начал реставрацию шедевра Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

22/12/2023 11:52 Началась реставрация знаменитейшей картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Автор: Пресс-служба Министерства культуры РФ, источник фото.

В Русском музее началась первая в истории комплексная научная реставрация колоссального исторического полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Об этом сообщат пресс-служба Министерства культуры РФ.

 

- Великий Карл – так именовали современники Карла Брюллова, художника, который поднял русскую живопись первой половины XIX века на уровень абсолютного мирового признания. Его самая знаковая картина – «Последний день Помпеи», - отмечает генеральный директор Русского музея Алла Манилова.

 

Однако уникального полотна могло не быть, если бы не счастливый случай, сведший художника с юным Анатолием Демидовым.

 

Анатолий Николаевич Демидов – праправнук основателя знаменитой династии промышленников Никиты Демидова и правнук его старшего сына Акинфия. Родился в 1812 году во Флоренции, но с исторической родиной связей не терял. Его титул князя Сан-Донато, пожалованный великим герцогом Тосканским, в России признавать не спешили. Более того, он вызвал раздражение у императора Николая I. Ведь исток демидовского находился на территории его империи. Анатолию принадлежали железные и медеплавильные заводы на Урале. Он финансировал разведку запасов каменного угля в Донецком бассейне. Открыл в Петербурге малахитовую фабрику, а также снарядил на свой счет экспедицию для изучения южной России и Крыма.

 

Карл Брюллов и Анатолий Демидов познакомились в 1827 году. Миллионеру тогда было всего 15 лет. А 28-летний Брюллов уже считался сложившимся мастером, и его давно занимал поиск значимого исторического сюжета. Оказавшись в Италии Карл был потрясен трагедией города Помпеи. Идея захватила и воображение Анатолия. Он немедленно пожелал в случае написания полотна его приобрести. Заключенный между ними контракт оговаривал срок окончания работы к концу 1830 года. Однако работа затянулась.

 

К написанию своего шедевра Брюллов готовился более двух лет: собирал археологические сведения, делал зарисовки, изучал документы. Но к середине 1833 года картина состоялась и за 40 тысяч франков стала собственностью Анатолия Демидова.

 

В багряном зареве потока растекающейся лавы зритель видит трагические сцены. Он слышит грохот подземных сотрясений, шум падающих зданий, крики людей, становится свидетелей смятения и мужества, растерянности и надежды, самопожертвования и мародерства.

 

Первыми фундаментальное полотно увидели римляне. Они были настолько потрясены, что о картине заговорил весь город. Далее - Миланская художественная выставка, где «Последний день Помпеи сравнивают» сравнивают с творениями Рафаэля, Микеланджело и Тициана.

 

Будучи в восторге от исключительного успеха картины, Анатолий Демидов везет ее во Францию и показывает на Парижском салоне. Здесь специалисты тоже признают высочайший уровень мастерства, но в целом публика настроена прохладно. Причина в том, что парижане еще не забыли время, когда в их городе хозяйничали казаки.

 

Летом 1834 года «Последний день Помпеи» отправляется в российскую столицу. Император Николай I подарок Демидова принял благосклонно и распорядился поместить картину в Эрмитаже. В 1897 году творение Брюллова передали в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне - Государственный Русский музей).

 

В наши дни «Последний день Помпеи» – одна из визитных карточек Русского музея. Картина проходила техническую реставрацию в 1995 году, однако ряд сложных вопросов тогда решить не удалось.

 

Начавшаяся сейчас реставрация всемирно известного шедевра отечественной живописи станет одним из знаковых событий 2024 года. Перед картиной установлен специальный стеклянный экран, который позволит посетителям музея наблюдать за процессом. Кроме того, в наступающем году «Последний день Помпеи» станет одним из ключевых экспонатов грандиозной выставки Карла Брюллова в Михайловском замке, посвященной 225-летию со дня рождения гениального художника.