Похороны стрелы

22/11/2022 13:30 Похороны стрелы

© Фото: wallbox.ru

«Обряд похорон стрелы» Новозыбковского района Брянской области с недавнего времени стал считаться объектом этнокультурного достояния народов России.

 

Под словом «стрела» подразумевают молнию, которая может внезапно ударить. Чтобы отвести беду и защитить себя, в деревне издавна проводили особые обрядовые действия. Интересно, что их суть заключалась не только в том, чтобы избежать удара молнии, но и в увеличении плодородия земли. Неудивительно, что главная роль в этом обряде принадлежит женщинам. Люди верили и просили небо посылать обильные дожди, необходимые для всходов, а град обводить стороной.

 

Районы Брянской области являются одними из основных центров, где этот обряд получил наибольшее распространение. Он заключается в двух последовательных этапах. Первый приходится на празднование Пасхи, когда «стрелу откапывали», тем самым условно обозначая приход весны и начало сезона дождей. Как правило, все происходило на следующий день после православного праздника, в понедельник.

 

Местонахождение «стрелы» было неслучайно. Обычно выбиралось одно из посевных полей. Откапывание проходило в весьма торжественной обстановке, но большее значение имел именно «обряд похорон стрелы».

 

«Похороны стрелы» приходились на Вознесение. Мероприятие всегда выглядело очень празднично, ему уделяли особое внимание. В это время обычно много сильных проливных дождей, поэтому так важно было сделать все, чтобы сохранить всходы нетронутыми непогодой. В совершении обряда главными участниками были замужние женщины и дети. Женщины выстраивались в широкую линию и, взявшись за руки, начинали двигаться к центру поселения, распевая особые песни-заговоры. 

 

Ты лети, стрела, да и вдоль села,

Ты не вбей, стрела, добра молодца…

 

На центральной площади люди встречались и водили хоровод. После того, как все участники собирались вместе, женщины выстраивались в шеренги и также взявшись за руки продолжали шествие в направлении поля. Примечательно, что в это время напевали только одну песню, пока не доходили до места. Из соседних поселений также доносились обрядовые напевы.

 

Прибыв на поле, женщины продолжали водить хороводы. Одна из них читала вслух молитву «Отче наш», после чего начинали произносить специальные заговоры. Затем они подбирали по небольшой горсти земли с всходами и перекидывали через плечо. Это означало окончание обряда, теперь все вместе могли возвращаться обратно в деревню, где продолжались гуляния.

 

Удивительно сочетание православной веры и языческих традиций. При этом ни у кого не возникает сомнений в правильности происходящего.

 

«Обряд похорон стрелы» долгое время не был известен широкой публике. Но когда его свидетелем стала профессор Н. М. Савельева, появилась идея документального фиксирования вех этапов обряда. В Брянской области это удалось сделать только в 1969 году. Позднее «похороны стрелы» уже смогли зафиксировать на фотографиях и видеосъёмке.

 

Несмотря на то, что в обряде всегда принимало большое количество людей, со временем традиция утратила бывалый размах. Это связано в первую очередь с убылью населения в деревнях. Но для того, чтобы обряд все-таки состоялся, жители соседних населенных пунском объединяются между собой. Женщины по традиции надевают праздничные одежды. У некоторых сохранились старинные рубахи и платки с красивейшей вышивкой. Появились в современных обрядах и некоторые новые детали. Например, сейчас не возбраняется участвовать мужской половине, что ранее было под строгим запретом. В основном мужчины играют на музыкальных инструментах, сопровождая шествие. До сих пор в качестве одного из полей выбирают именно то, которое не находится в личном пользовании у кого-то из жителей. В советское время для этого использовали колхозные поля.

 

Радует, что эта традиция до сих пор жива и постепенно наполняется какими-то новыми элементами. Предки верили, что «обряд похорон стрелы» нельзя пропускать, чтобы земля не перестала плодоносить, а жизнь продолжаться.

 

 Фото: Culture.ru