Предание о воронежских русалках

27/11/2022 11:11 Предание о воронежских русалках

Автор: На фото - «Вождение русалки» (коня) в с. Оськино Воронежской губернии. 1930-е.

Немало мифических существ есть в древнерусских сказаниях. Одними из самых ярких, чьи образы знакомы многим с детства, считаются русалки. Согласно преданиям, они появляются в первый день «русальной» недели и исчезают после «проводов», уходя в тот мир, из которого пришли.

 

Русалок всегда боялись, считая, что они способны навредить человеку. В Воронежской губернии их представляли по-разному. Так, например, в селе Рождествено Лискинского района русалок видели, как молодых девушек с зелеными волосами, которые легко могли превращаться в животных. Основными местами их обитания были водоемы и берега рек. Именно там заплутавших путников могла подстерегать опасность быть пойманными нечистью.

 

В селе Коршево русалки часто служили в качестве средства для запугивания, чтобы местные дети не ходили без разрешения в сады за фруктами. Их описывали как девушек, в длинных юбках с непременным атрибутом – палкой с крючком на конце. В других местах их описывали как некрасивых, пугающих и отталкивающих существ женского пола.

 

Самым главным коварством русалок была щекотка. На первый взгляд безобидное деяние не могло причинить вреда людям. Однако через ласки и щекотание русалки могли довести свою жертву до смерти. Такая доля была уготована преимущественно мужчинам, женщин же русалки на дух не переносили. Если кому-то было суждено умереть в лесу без видимых на то причин, то в этом сразу обвиняли русалок.

 

Образ молодой девушки был выбран неслучайно, так как многие думали, что русалки – это несчастные утопленницы. Бытует мнение, что наиболее активны эти существа становятся на Троицу, когда они выходят из воды и начинают бродить по окрестным полям и лесам. 

 

Желая защититься от нечисти, люди использовали пучки полыни, которые носили с собой. Также верили в защитные свойства крапивы и осины. А некоторые были уверены, что смогут отпугнуть русалок иголками и булавками.

 

Чтобы отвести от поселения беду, русалок весной «провожали». Обряд этот совершался во многих местах, но в разных поселениях имел свои детали. В одних деревнях мастерили куклу из соломы, чтобы затем разбросать на поле, в других - куклу наряжали в женское одеяние и несли, как усопшего в поле, чтобы там «похоронить».

 

Также известен обряд «вождение коня-русалки». Он был зафиксирован в селе Оськино Хохольского района Воронежской губернии и внесен в отечественную «Антологию народной культуры». По сути «вождение» является обрядом прощания с весной. Его совершают в следующее за Троицей воскресенье. Коня жители изготавливают сами, наряжая его особым образом. Тело делают на основе металлических жердей, накрытых тканью. Голова представлена пучком соломы с рогами из палок. Одну из главных ролей исполняет человек, который ведет коня. Интересно, что вплоть до 50-х годов ХХ века вожак был женским образом, затем он обрел иные черты и стал походить на цыгана. Вожак своими возгласами призывает народ не скупиться, дабы год выдался урожайным. Коня сопровождают «русальщики». Они занимаются тем, что собирают предложенное жителями угощение. Следом идет еще одна группа, распевающая песни. А за ними уже - все остальные, кто хочет сам стать свидетелем обряда «вождения русалки».

 

По пути русалка может неоднократно падать. Все это является частью ритуала, будто бы она теряет постепенно свои силы. При этом коня-русалку символично поливают водой, чтобы лето не было засушливым. В конце окончания шествия участь русалки предрешена, она «умирает», а люди растаскивают пучки соломы и травы, из которой она сделана. Собранные угощения предлагается разделить между всеми собравшимися. Тем временем веселье только начинается.

 

Обряд вождения русалки в целом видится как карнавальное шествие, доставляющее немало радости и веселья всем присутствующим. Однако для многих он по-прежнему означает нечто большее, люди до сих пор верят в его магическую силу и влияние на урожай.

 

Фото Culture.ru