Воронежские музыканты исполнили «Черный квадрат» Казимира Малевича

Воронежские музыканты исполнили «Черный квадрат» Малевича

27/09/2023 15:06 Воронежские музыканты исполнили «Черный квадрат» Казимира Малевича

Автор: Фото: Воронежские новости

Коллектив DUSO и музыкант Ярослав Борисов презентовали в Воронеже проект «График Звука». Произведения художников-модернистов прочли как нотный текст, - сообщают «Воронежские новости».

 

Привычный нотный стан - это далеко не обязательная часть партитуры. Его не было у древних греков, которые считали изучение музыки таким же важным, как, к примеру, математики. Поэтому читать музыку с листа, но без привычных пяти линеек - не такая новая практика.

 

- Практика обращения к нетрадиционной нотации на самом деле стара как мир, и появилась за долго до появления привычной нотной грамоты, - рассказал Ярослав Борисов. -  В современности подобного рода практики расцвели и оформились в середине XX века, благодаря представителям Нью-Йоркской школы композиторов Эрлу Брауну, Джону Кейджу и др. Нотная запись произведений авангарда 1950-х больше напоминает примерные указания к действию исполнителя - график направления движения мелодии, точки и геометрические фигуры, которые можно интерпретировать достаточно свободно. Дальше больше - некоторые композиторы превращали нотный текст в произведения графического искусства, которые было необязательно даже исполнять.

 

Концерт «График Звука» стал итогом объединения мира музыки с миром визуального искусства. Сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб кажется уже не таким сложным делом, когда видишь подобную партитуру.

 

Музыканты подчеркивают, что получающиеся произведения гораздо сложнее, чем просто звуковые фантазии при виде определенной картины: - Это весьма точный перевод, в котором каждому графическому элементу и цветовому пятну картины соответствует музыкальное событие.

 

Работы художников выступают в качестве партитур, а исполнитель при этом становится сотворцом произведения.

 

Апогеем экспериментального концерта стало прочтение «Черного квадрата» Каземира Малевича.

 

Ранее мы рассказывали об обратном процессе: Василий Кандинский, выступая за идею смешивать все со всем, рисовал музыку.