Митрофан Воронежский

Святитель Митрофан Воронежский

25/10/2023 16:12 Митрофан Воронежский

Автор: Портрет Митрофана Воронежского, XIX в.

Святитель Митрофан Воронежский - епископ Воронежский и Елецкий, святой Русской православной церкви.

 

Святитель Митрофан в миру звался Михаилом Васильевым. Родился он 16 ноября 1623 года в селе Антилохово, что ныне находится в Ивановской области, а в XVII веке это была Владимирская губерния. Как говорил сам святитель, он «родился в мир сей от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере».

 

В начале своего подвижнического пути Михаил служил простым священником в селе Сидоровском неподалеку от города Шуя. У него была семья: жена и любимый сын Ванечка. Однако к сорока годам святитель овдовел и решил стать монахом. Новое имя получил он в честь Митрофана Константинопольского.

 

Святитель стремился к уединенной молитвенной жизни, однако его усердие, благочестие и рассудительность были столь приметны, что вскоре братия Яхромского Космина монастыря стали просить в игумены непременно Митрофана. При нем в обители воздвигли храм Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса. Труды игумена Митрофана были отмечены патриархом Московским и всея Руси Иоакимом, который возвел его в сан архимандрита.

 

Архимандрит Митрофан отправился настоятелем в Унженскую обитель, которой покровительствовал царствующий дом Романовых. Сюда приходили и паломники, и высокопоставленные гости. Не единожды приезжал в обитель царь Федор Алексеевич и общался с настоятелем. Федор Алексеевич высоко ценил нравственные качества игумена Митрофана, поэтому при открытии Воронежской епархии его направили туда.

 

12 апреля 1682 года Митрофан получил назначение епископом Воронежским. Он стал первым архиереем на вновь учрежденной кафедре. Ранее она входила в состав Рязанской епархии.

 

Важно понимать, какой предстала воронежская земля перед новым епископом. Окраина, где было много непросвещенного народа, в том числе - беглых крестьян и преступников. А вот священников - мало, часто храмы стояли закрытыми. Из тех, кто служил, еще меньше встречалось грамотных людей, которые могли не поддаваться суевериям и отучать от них паству. Да и паства была тоже непростая - большое количество старообрядцев. Процветал церковный раскол. Монахи бедствовали и зависели от своих дарителей.

 

В одном из своих писем епископ Митрофан сообщал: «У нас место окраинное и всякого чину люди обвыкли жить не подвластно, по своей воле».

 

К приезду нового епископа не был приготовлен даже достойный дом - жил первое время Митрофан на постоялом дворе. Однако заботило его больше строительство нового величественного Благовещенского храма, а не своего личного жилья. За время святительства владыки Митрофана количество действующих храмов возросло со 182 до 239, кроме того - открылись прежде закрытые церкви. Специально для обучения священников были определены два монастыря.

 

Пока старообрядцы называли царя Петра I антихристом, упрекая в поклонении западным ценностям, Святитель Митрофан оказывал ему поддержку как просветителю, стремящемуся к укреплению государства. Всем было известно о хороших отношениях между царем и епископом, однако Митрофан мог строго и жестко говорить с Петром, если был не согласен в вопросах веры. Например, войти во дворец, украшенный языческими идолами, Митрофан однажды не захотел - развернулся и ушел.

 

«Пока государь не уберет идолов, которые соблазняют простой народ, не приду во дворец. Если надо, пусть сам идет ко мне», - только и просил передать. В ярости государь приказал явиться епископу под угрозой казни. Но тот просто стал готовиться ко смерти, напомнив Петру слова Апостола: «Для меня жизнь – Христос, и смерть приобретение». Царь устыдился и попросил прощения у Святителя.

 

В годы служения святого Митрофана в Воронеже строился Азовский флот. Специально для этого по приказу Петра I туда пригнали более 20 тысяч крестьян и мелких служилых людей. Святитель Митрофан всегда был доступен для простых людей. Он навещал больных и заключенных. Архиерейский дом при нем был пристанищем обездоленных. Тех крестьян, которые умирали в Воронеже, вдали от родного края, святой погребал на свои средства и молился за них.

 

Епископ воронежский Митрофан жертвует монастырскою суммою Петру I в 1696 году на сооружение флота для осады Азова. М. И. Теребенёв, 1857 г.

 

Перед своей кончиной Митрофан принял великую схиму с именем Макария. В своем завещании он писал: «А келейных денег у меня нет… не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной».

 

4 декабря 1703 года архипастырь скончался. После заупокойного богослужения Петр I лично нес гроб владыки.

 

В 1832 году святитель Митрофан был причислен к лику святых. Его величает Ивановская земля, где он родился, жил, принял монашеский чин; Владимирская земля, где был игуменом и наставником монашествующих и мирян; Костромская земля, где он также был игуменом и добрым пастырем; ну и, конечно, Воронежский край, где он служил на протяжении двадцати лет и принес немало пользы не только своей епархии, но и всему государству. Мощи святителя Митрофана Воронежского пребывают ныне в Воронежском Благовещенском соборе. Поклониться им приезжают паломники со всей России.

 

 

По материалам Воронежской Епархии и «Воронежских новостей»