Архитектура авангарда. Кинотеатр «Победа»

Три Бориса: Смирнов, Крейцер и Пятунин

16/04/2024 14:10 Архитектура авангарда. Кинотеатр «Победа»

Автор: Бренды России, источник фото.

На фото - проект многозального кинотеатра в Бежице. Авторы: Смирнов, Крейцер, Пятунин

 

На первый взгляд архитектура авангарда кажется простой и прямолинейной. Однако все чаще можно слышать мнения, раскрывающие уникальность этого направления.

 

Архитектурный авангард зародился в первой половине XX века и стал воплощением своего времени. С одной стороны, молодые архитекторы решили отказаться от старых, изживших себя традиций. Они искали новые пространственные решения и формы, иную эстетическую выразительность, использовали последние достижения инженерной науки. А с другой - это был тяжелый послереволюционный период, когда из-за недостатка средств, материалов и квалифицированных рабочих реализовать идеи случалось далеко не всегда. Также творцы столкнулись с жестким непониманием со стороны властей.

 

Яркий образец советского авангарда представлен в Брянске на улице Майской Стачки между двумя парками. Речь идет о кинотеатре «Победа», который изначально назывался «Октябрь». На момент строительства эта территория относилась к городу Бежица, и только 2 июня 1956 года она вошла в состав Брянска.

 

Специалисты отмечают, что в целом проект, как по своей планировке, так и по отделке, стоит особняком в ряду произведений советской архитектуры 1930-х годов, приближаясь скорее к экспериментам начала 1960-х.

 

Два зрительных зала развернуты крыльями по отношению к главному входу и соединены заглубленным центральным двухэтажным объемом с фойе и буфетами. На фасаде по диагонали проходят остекленные пандусы, которые связывают второй этаж центрального корпуса с кинозалами.

 

Идея строительства большого кинотеатра в Бежице возникла еще в конце 1920-х годов, но только осенью 1935-го Совет Народных Комиссаров утвердил проект. Местные СМИ немедленно сообщили, что общий объем здания составит 14 тысяч кубометров, а «строительство начнется, как только будут готовы рабочие чертежи».

 

Триумвират трех Борисов

 

В начале 30-х большие надежды возлагались на прогрессивный архитектурный «триумвират трех Борисов». Увы, дальше чертежей пошли только единичные работы – вмешался Большой террор.

 

Борис Александрович Смирнов родился 27 марта 1903 года в Санкт-Петербурге. Окончив школу, поступил на архитектурный факультет ленинградского ВХУТЕИНа. В 1920‒1930-х проектировал бытовые предметы, включая родильные кровати и кресла для кинотеатров, интерьеры, промышленные и общественные здания, выполнял иллюстрации.

 

Борис Генрихович Крейцер был уроженцем Грозного. Он появился на свет 4 мая 1905 года. Сначала учился в 8-классном коммерческом училище М. А. Шидловской в Петрограде, а в советское время поступил во ВХУТЕМАС, затем в Академию художеств, где окончил 4 курса архитектурного факультета. Занимался книжной иллюстрацией, плакатами. В 1930-е годы жил в Ленинграде и работал архитектором в Роскинопроекте. В Ленпроекте занимался разработкой архитектурных решений для строительства больничных сооружений, в том числе операционных и рентгенологических кабинетов.

 

Борис Крейцер на стройке кинотеатра в Бежице

 

Меньше всего информации о третьем участнике творческого триумвирата – Борисе Ивановиче Пятунине. Известно, что по образованию он был архитектором, а также считался выдающимся мастером в оформлении научно-популярных книг.

 

Проекты кинотеатров, созданные тремя Борисами в 1930-е годы, представляли собой нечто среднее между экспериментами ВХУТЕМАСа и рекреационной архитектурой европейского ар-деко. Однако ни один из них, кроме брянского, так и не был реализован. Авторы подверглись жесткой травле, а после 1937 года навсегда отказались от архитектурной деятельности.

 

На фото: Борис Пятунин, Борис Крейцер и Борис Смирнов 

 

Конец архитектурного авангарда

 

Все началось с конкурса на строительство города Магнитогорска, где авангардисты выставили свои проекты. Сталин смотрел на них и не мог поверить, что это все всерьез. Критика не заставила себя ждать. Не обошлось и без внутрицеховой борьбы. Авангардная архитектура требовала металла, а выходцы из дореволюционной школы брались построить новые города из того, что под ногами: глины, песка, дерева. И все будет красиво. Так сталинский ампир задушил новаторство.

 

В январе 1937 года арестовали Бориса Крейцера. Смирнова и Пятунина дважды допрашивали по его делу. Свидетели утверждали, что они не замечали за коллегой никаких антисоветских проявлений, но репрессивную машину это не остановило. Архитектор был приговорен к расстрелу, которого избежал только по счастливой случайности: при проверке личной информации были обнаружены нестыковки. После их исправления Бориса Генриховича осудили за шпионаж, но теперь на 8 лет. Потом была ссылка в Красноярский край. В 1956 году Крейцер получил разрешение вернуться в Ленинград, где работал в ряде городских издательств. А через несколько лет устроился художником на Дулевский фарфоровый завод. Умер 10 января 1979 года.

 

Последствия допросов сказались на психике Пятунина - у него начались приступы тяжелой депрессии, сильно подорвавшие его здоровье и ставшие причиной его преждевременной смерти.

 

Борис Смирнов подвергся критике за увлечение конструктивизмом и навсегда расстался с архитектурой. В годы войны он был руководителем маскировочной лаборатории. Потом работал в области художественного стекла. И вновь не смог удержаться в рамках дозволенного. В 1967 году Смирнов произвел сенсацию, показав композицию «Праздничный стол», которая состояла из более 140 предметов, демонстративно отрицающих утилитарную функцию. Критика обвинила мастера в создании антивещей и пропаганде «артистического индивидуализма и художественного самовыражения».

 

Детище «триумвирата» на Брянщине во время Великой Отечественной войны сильно пострадало, но в 1947 году кинотеатр восстановили с некоторыми изменениями в интерьерах и отделке фасадов. Через несколько лет со стороны парка к зданию пристроили третий кинозал.

 

Фото И. Мелещенко, И. Рабинович. Открытка. Брянск. Кинотеатр «Победа»

 

***

 

В феврале 2024 года Музей истории ГУЛАГа представил на площадке Тульского историко-архитектурного музея выставку «Вещдок: папка с эскизами». Экспозиция раскрыла биографию и творческое наследие Бориса Крейцера.