23 октября в Тульской областной научной библиотеке прошла презентация книги Ольги Подъемщиковой и Сергея Белозерова «Зима», приуроченная к 60-летию со дня рождения журналистки и поэтессы. Вечер был организован Андреем Коровиным.

Ольга Подъемщикова - тульская журналистка и поэтесса. Будучи беременной, последовала в Сибирь за своим первым мужем Сергеем Белозеровым. Позднее ее за это прозвали «последней декабристкой». Трагически погибла с коллегами в пожаре в 2000 году. 3 августа Ольга отметила бы своё 60-тилетие.

Сергей Белозеров - поэт «свинцового века». Первый муж Ольги Подъемщиковой. В 1983 году был сослан в трехлетнюю ссылку на станцию «Зима» Иркутской области. Годы жизни: 1948-2002 гг.

Андрей Коровин - российский поэт, литературный деятель, критик, журналист. Второй муж Ольги Подъемщиковой. В 1992 году пара обвенчалась, но позднее их пути разошлись.

Встреча началась с поэтического диалога Андрея Коровина, он читал свои стихи, и Нины Дунаевой, исполнявшей произведения Ольги.

Нина Дунаева - коллега Андрея Коровина, соучредитель фонда Волошинский сентябрь, редактор рубрики Бельэтаж в литературно - художественном журнале «Этажи».

Со сцены звучала волнующая лирика двух близких людей, разлучённых судьбой. Стихи о любви и жизни создавали в зале библиотеки доверительную атмосферу.

«Я всегда одного и того же желала:

чтобы мама не умирала,

чтобы жизнь в нашей жизни совсем ничего

не меняла -

разве этого мало?

А потом я еще желание загадала:

чтобы можно было домой возвращаться

поздно.

Если б я знала,

что только его и исполнят звёзды!»

После поэтического диалога Андрей Коровин и Юлия Архангельская, близкая подруга Ольги, представили недавно вышедшую из печати книгу. «Зима» получила начало ещё 10 лет назад, но в свет вышла только сейчас. Изначально в книгу должна была войти только незаконченная рукопись повести Зима, но Юлии и Андрею захотелось больше. «Решили собрать все, что есть. А когда собрали, оно само собой сошлось», - делилась со сцены Юлия.

Среди гостей мероприятия были не только ценители творчества Ольги, но и ее друзья и коллеги. Они поделились своими историями, которые были связаны с Ольгой, рассказали, каким удивительным человеком она была.

Организатор вечера, Андрей Коровин, дал небольшое интервью, в котором поделился историей знакомства с Ольгой, рассказал о том, какое влияние она оказала на него, и что больше всего поражало в ней.

- Расскажите о вашем знакомстве с Ольгой?

- Я занимался в школе комсомольских репортеров, которая была при «Молодом коммунаре» в советское время. Профессиональные журналисты читали лекции для молодых ребят, давали задания, мы эти задания выполняли, самых талантливых потом брали на работу. Одним из преподавателей в этой школе была Ольга Подъемщикова. Когда я окончил школу, она работала в газете «Коммунар» в отделе гуманитарных проблем. Не помню, почему я пошёл не в «Молодой», а в «Коммунар», как-то так получилось. Главный редактор газеты Александр Ермаков спросил: «А ты о чем больше любишь писать?» «Ну, конечно, о культуре», - отвечал я. «А, о культуре… Ну иди тогда к Подъемщиковой». Так мы и познакомились. Я пришёл туда как начинающий журналист, но мы зацепились языками. Я просто ходил болтать к ней, хотя она и была на 10 лет меня старше, мы часами могли разговаривать с ней обо всем. У меня была к ней любовь. Потом я ушёл в армию, после у нас случился роман, и мы поженились.

- Почему вы решили выпустить именно книгу «Зиму» и рассказать о любви Ольги и Сергея?

- Во-первых, мы говорим о двух больших поэтах. Так получилось, что мне достались архивы и Ольги, и Серёжи. Как хранитель архивов, я могу их либо положить под подушку и ничего не делать, либо опубликовать. Я решил опубликовать. Сохранились Серёжины письма со станции Зима, они совершенно уникальные, как и сама история их любви: женщина влюблённая, едет за мужем которого сослали в Сибирь. Я не знаю в 20 веке таких случаев. С учетом того, что это две очень яркие творческие личности, это событие приобретает мифологическое звучание. В повести «Зима» Оля представила себя в качестве ссыльного, а не Серёжу. Она как бы переосмыслила прошлое, пропустив через себя. Для того чтобы документировать историю, мы добавили письма Серёжи и письма Оли к подруге Юлии Архангельской. В книге присутствует художественный вымысел, это непосредственно сама повесть и документальная подноготная с фотографиями, документами, воспоминаниями. Вся книга - это история сложной, но настоящей любви.

- Что мотивирует Вас оставаться в поле Ольги и выпускать в свет ее творения?

- Я всегда считал, что она очень талантливый человек. И убедился я в этом, когда собирал Олину книгу уже после ее смерти. Она поэт не тульского уровня, гораздо выше. Моя главная цель заключалась в том, чтобы ее творчество дошло до читателей.

- Ольга повлияла на Вашу жизнь и Ваше мировоззрение?

- Она полностью меня сформировала, и как человека, и как журналиста, сформировала мой взгляд на прошлое Тулы и России. Это связано с тем, что история ее семьи очень яркая. У неё в доме была полочка для книг, вырезанная руками Саввы Мамонтова. Он был влюблён в их родственницу, и в качестве подарка он, миллионер, вырезал своими руками полочку для книг, она висела на кухне. В чулане стоял походный сундук адмирала Григоровича, который был их дальним родственником, по легенде там даже хранились золотые монеты. Таких артефактов в доме было огромное количество. Оля была мне не только проводником в этот дом тайн, но и в ту дореволюционную историю, о которой я очень мало знал. Она открыла мне совершенно другой мир, мир старой дворянской России, дореволюционной Тулы.

- Много кто говорит об Ольге, как о сильной духом, честной, свободолюбивой, да и в целом невероятной личности. Но с какими тремя словами она ассоциируется именно у вас?

- Она ничего не боялась. Для меня это было поразительным, я все время ее сдерживал. Когда началась война в Чечне, она сказала: «Я хочу поехать журналистом в Чечню». Я говорю: «Оля, тебе там убьют в худшем случае! В лучшем - изнасилуют». Мне стоило огромных трудов и скандалов ее туда не пустить. Ее бы там действительно убили с ее характером. Она ничего не боялась, и считала, что обо всем нужно писать правду. Это был главный посыл ее жизни.

 

Над материалом работали студентки третьего курса кафедры журналистики ТулГУ Екатерина Минашкина и Анастасия Канунникова, фото авторов.