Именем Веры Комиссаржевской названа одна из самых красивых улиц Воронежа. Проходя под раскидистыми каштанами «парижской аллеи» можно на несколько секунд закрыть глаза на разрушающиеся без реконструкции дома и поврежденные коммунальщиками деревья. В этот момент можно вспомнить великую «Чайку русской сцены», сильную и вдохновенную Веру Федоровну.
О ее жизни (1864—1910) написано много книг, писем, мемуаров. Ей посвящали стихи современники, восхищаясь глубиной таланта зрители. Одним из почитателей таланта был Антон Павлович Чехов. Первая встреча с Верой Комиссаржевской прошла неудачно: 17 октября с треском провалилась первая постановка "Чайки", на которой присутствовал и сам автор. Спектакль готовили за 10 дней, неудивительно, что подготовиться актеры толком не сумели. Однако Вера Комиссаржевская сразу же поняла, что роль Нины Заречной - это не просто игра, это ее судьба.
- Мне роль Чайки принесли за несколько дней до спектакля, я не знала пьесы. В первый раз я прочла "Чайку" в эту ночь. Всю ночь проплакала. Утром я любила "Чайку", и была она моей — я жила душою Чайки... Быть Чайкой — мне радость, — вспоминала актриса.
- До сих пор я, как сейчас, вижу перед собой Комиссаржевскую в Нине и никогда не забуду ее в этой роли, - говорил Чехов. - Никто так верно, так правдиво и так глубоко не понимал меня, как Вера Федоровна... Чудесная актриса...
В начале 1900-х Вера Федоровна много ездила по стране, посещая провинциальные театры и много выступая. Несколько раз она была и в Воронеже. В Зимнем Городском театре она сыграла в шести спектаклях: «Волшебная сказка» Игнатия Потапенко, «Родина» и «Бой бабочек» Германа Зудермана, «Дикарка» и «Бесприданница» Александра Островского, «Вопрос» Алексея Суворина.
- В игре артистки есть что-то особенное, что-то невыразимо симпатичное, трогательное. С первого же выхода ее нежная фигурка, нервное тонкое лицо с грустными глазами приковывает внимание зрителя. Это не только внимание к недюжинной артистке, а как будто к кому-то близкому, родному, - писали в газете «Воронежский телеграф». - За каждым жестом, за каждой интонацией думается, что должно было быть именно так, а не иначе…
В Воронеже цены на билеты были очень высоки, как и в других городах. Вера Федоровна в эти годы собирала деньги на открытие своего театра.
Воронежцам фамилию Комиссаржевской в названии улицы не так просто написать, часто в ней делают ошибки. Чтобы запутать вас окончательно, расскажем, что изначально современники писали ее как Коммиссаржевская. Однако оправдать этим ошибку при ученой публике нельзя: название "парижской аллеи" до всех документах все же пишется с двумя С.
Автор: Мария Бахтина
https://voronezhnews.ru/fn_769260.html
Юрий Лоза раскритиковал воронежского Джона Леннона
15/11/2024Президент России поздравил Дом-музей И.С. Никитина с вековым юбилеем
03/10/2024Вокруг главного дома усадьбы Веневитиновых утвердили охранную территорию
26/09/2024Кинорежиссёр, сценарист, соавтор одной из лучших советских лент «Джентельмены удачи». Режиссер фильмов «Ты - мне, я - тебе» (1976) и «Берегите мужчин!» (1982).
Писатель, публицист, драматург и сценарист. Заслуженный работник культуры РСФСР. Почетный гражданин Воронежа и Острогожска, почетный доктор Воронежского государственного университета. За повесть о сеттере Биме в середине 70-х Троепольский стал лауреатом Государственной премии.
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!