Карачунская игрушка

24/09/2022 12:00 Карачунская игрушка

©

Карачунская игрушка появилась в селе Карачун, находящемся на берегу реки Воронеж.

 

История возникновения села связана с мужским монастырем, основанным в этой местности в XVI веке. Ученые считают, что монахи стали первыми, кто начал осваивать в этих краях гончарное ремесло. Далее гончарный промысел стал распространяться среди жителей, которые селились возле монастыря. Мастера предлагали среди своих работ кирпичи, дымовые трубы и горшки. Горшков производили в ту пору до 300 тысяч штук в год. Из остававшихся кусочков глины гончары лепили игрушки. На потеху детям создавались глиняные свистульки, которые быстро расходились среди ребятишек. Все эти предметы пользовались большой популярностью не только среди жителей Карачуна, но и среди их соседей из других населенных пунктов. Гончарный промысел вызывал неподдельный интерес у всех жителей Карачуна. Даже малые дети стремились принять посильное участие в работе взрослых. Гончарный промысел носил характер семейного дела.

 

Ни одна ярмарка не обходилась без шумных свистулек и детского смеха. Карачунские свистульки и погремушки были неотъемлемой частью любого гулянья. Свистульки чаще всего делали в виде фигурок домашних животных: коровы, барана, оленя, коня... По форме игрушки в виде баб напоминают колокол. Черты лица обычно намечали тонкими палочками, делая углубления в местах глаз, носа и рта. На многих предметах оставались отпечатки пальцев, что говорит о работе на скорую руку. На готовые изделия наносили глазурь зеленого оттенка. Ее получали путем смешивания свинцового порошка с мазутом.

 

Сюжеты, используемые гончарами, были близки каждому. В них не было мифических и сказочных героев. Образы максимально приближены к реальности. Глина, добываемая в близлежащей местности, имеет характерный красноватый оттенок. Четкое и точное исполнение фигурок без дополнительных деталей отличает эти игрушки от многих других.

 

В начале XX века гончарный промысел в Карачуне начал затухать, как и во многих других населенных пунктах того времени. До начала Первой мировой войны в селе насчитывалось более 60 мастерских, которые исправно трудились над изготовлением глиняных изделий. К сожалению, умения и навыки большинства гончаров не были переданы потомкам. Постепенно интерес к этому делу стал гаснуть. Во многом это было связано с запретом на занятие гончарным делом. Только в начале 40-х годов прошлого века запрет был снят. До наших дней дошло не так много игрушек от гончаров того времени.

 

Говорить о производстве карачунских игрушек в большом количестве сегодня не приходится. В настоящее время не так много представителей гончарного ремесла, продолжающих дело своих предков. Наиболее значительной фигурой среди гончаров в ХХ века был Лямзин Василий Иванович. Он работал в селе и неоднократно удивлял окружающих своим мастерством. С 15 лет гончар трудился над изготовлением глиняных изделий. Его имя стало носить нарицательный характер, так как игрушки, выходившие из-под его руки и по сей день называют «Лямзинскими». В свое время краеведческий музей проявил интерес к работам Василия Ивановича, после чего появились экспонаты в виде изделий, сделанными его руками. К нему в гости приезжали многие любители народного творчества, они могли воочию по достоинству оценить труд мастера. Гостей гончар не отпускал с пустыми руками, все они уносили с собой памятную игрушку. Примечательно отношение к творчеству Василия Ивановича. Как и его далекие предки, он самостоятельно набирал глину и нес её на себе до своей мастерской. Такое следование древним традициям и трепетное отношение к любимому занятию вызывало уважение у современников.

 

После революции в бывшем доме семьи Лямзиных, потомственных гончаров, основали гончарный цех. Василию Ивановичу пришлось устраиваться на работу в собственный дом. Уже в середине ХХ века появилась рамонская фабрика, на ней работало более 200 человек. После Василия Ивановича Лямзина продолжателями гончарного ремесла стали Людмила Викторовна Дедова и Галина Ивановна Котельникова. Галина Ивановна когда-то работала учителем изобразительных искусств. После знакомства с именитым мастером она стала обучаться гончарному делу. Что касается Людмилы Викторовны, то ей любовь к этому делу привила Котельникова Галина Ивановна. Они вместе неоднократно брали уроки у Лямзина, отправляясь к нему в гости. Их игрушки во многом схожи с традиционными карачунскими глиняными игрушками, они сумели сохранить технологию изготовления.

 

Однако мастерицы не боятся добавлять в образы и новые элементы. Колокольчики в их исполнении имеют более тонкие черты. Они регулярно участвуют в выставках, где предлагают всем желающим полюбоваться глиняными игрушками. Теперь знания и опыт Галина Ивановна передает своим внукам, которые с радостью лепят из глины. Такая преемственность поколений вселяет надежду в то, что со временем секреты изготовления карачунских игрушек не исчезнут, и найдут новых последователей. Таким образом творчество приобретает новую жизнь.