Владимир Семенович Высоцкий

25/01/2023 08:00 Владимир Семенович Высоцкий

Автор:

Легенда авторской музыки, актер театра и кино, Владимир Высоцкий был кумиром миллионов. Он ушел слишком рано… 

 

Ходу, думушки резвые, ходу!

Слово, строченьки милые, слово!..

В первый раз получил я свободу

По указу от тридцать восьмого.

 

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве.

 

Его дед по отцовской линии Вольф Шлиомович Высоцкий появился на свет в городе Брест-Литовске в семье стеклодува. В 1926 году он переехал с семьёй в Москву, где работал юрисконсультом, химиком, экономистом. Его старший сын, Семён, связал свою жизнь с военной службой. Семён Владимирович - кавалер более чем двадцати орденов и медалей, почётный гражданин городов Кладно и Праги.

 

Дед Владимира Высоцкого со стороны матери Максим Иванович Серегин был выходцем из Богородицкого уезда Тульской губернии. В 14 лет он отправился на заработки в Москву. В метрической книге за март 1912 года храма Всех Святых в подмосковном селе Всехсвятском зафиксирован дата рождения/крещения младенца Нины – матери Владимира Высоцкого. Нина Максимовна имела диплом референта-переводчика Московского областного комбината иностранных языков.

 

«Много во мне маминого, папино — сокрыто…», - напишет позже Владимир Семенович.

 

С началом Великой Отечественной войны отец Владимира отправился на фронт, а мать с сыном переехали в Оренбургскую область. В эвакуации они прожили два года и в 1943 году возвратились в Москву. Здесь семилетний Владимир пошел в первый класс. В 1946 году Высоцкие развелись.

 

Мальчик стал жить с отцом и мачехой. В 1947 году они переехали в Германию, куда по службе командировали отца. Когда Высоцкие вернулись в СССР, они поселились в Москве, в Большом Каретном переулке. Владимир Высоцкий пошел в пятый класс. Его детские воспоминания о районе, где он жил и учился, позже легли в основу многих текстов.

 

Помнишь ли, товарищ, этот дом?

Нет, не забываешь ты о нём.

Я скажу, что тот полжизни потерял,

Кто в Большом Каретном не бывал.

 

 

После окончания школы в 1955 году Владимир Высоцкий хотел поступать в театральный институт, но семья не поддержала его. Он стал студентом инженерно-строительного института МИСИ. Однако уже после первого семестра отчислился и стал готовиться к поступлению в Школу-студию МХАТ. Свою дебютную роль он получил уже на первом курсе в постановке «Гостиница «Астория» по пьесе Александра Штейна. На втором курсе стал пробовать себя в прозе.

 

Хриплый голос и внешность Высоцкого отталкивали режиссеров, поэтому поначалу ему не давали серьезных ролей. Актер остался практически без работы и денег. Свою творческую нереализованность Высоцкий стал выплескивать в поэзии. Параллельно он продолжал искать «свой театр». Наконец, в 1964 году Высоцкий стал артистом Театра драмы и комедии на Таганке, где и прослужил до конца жизни. Здесь он сыграл свои лучшие роли.

 

В это же время Владимир Высоцкий начал публично выступать со своими песнями, создавая настоящую «энциклопедию жизни».

 

В кино популярность пришла в 1967 году, после роли радиста Володи в картине «Вертикаль».

 

 

Однако карьеру Высоцкого подорвала кампания, развернутая против его песен. В газете «Правда» вышла статья, с критикой актёра, «сипло причитающего дикие блатные песенки и смакующего воровской жаргон». Этому предшествовал конфликт между представителями власти и худруком Театра на Таганке Юрия Любимова. Его новаторских идей многие не понимали. Особенно в провинции, куда театр выезжал на гастроли.

 

Рязань была первым городом, куда Театр на Таганке привез свой знаменитый спектакль «Добрый человек из Сезуана». Позже небольшая роль в нем досталась только пришедшему в труппу Владимиру Высоцкому. Постановку тепло встретили жители двух столиц, но в провинции спектакль оглушительно провалился. Зрители не поняли новаторских идей Любимова. Так было и на гастролях в Рязани (в августе 1964 года Высоцкого в труппе еще не было), и в Орле, и в Туле, где Владимир Высоцкий бывал трижды.

 

С 23 по 26 апреля 1966 года актеры Театра на Таганке выходили на сцену Дворца культуры Тульского оружейного завода (ныне ДК Машиностроительного завода). К слову, в преддверии 80-летия со дня рождения Владимира Высоцкого, на здании ДК появилась мемориальная доска, посвященная поэту, исполнителю и актеру, объединившему своим творчеством целые поколения. Работа скульптора Виталия Ивановича Казанского напоминает горожанам о том, что в апреле далекого 1966 году Владимир Семенович выступал в Туле.

 

 

В конце 1960-х Владимир Семенович еще раз приезжал в Тулу. По приглашению Зареченского райкома комсомола он дал сольный концерт в кафе «Мир», расположенном поблизости от Комсомольского парка.

 

 

Живу - везде, сейчас, к примеру, - в Туле.

Живу - и не считаю ни потерь, ни барышей.

Эти строки Высоцкого связаны с 1977 годом, когда он навещал в Тульской областной больнице своего друга – актера МХАТа Всеволода Абдулова, попавшего в аварию под Ефремовом 23 августа. Узнав о происшествии, Высоцкий сразу же позвонил в больницу… из Парижа, и поинтересовался не нужны ли какие лекарства. Через некоторое время приехал сам. Предположительно 17 или 18 сентября. В больницу его пустили не сразу – столь неожиданно он появился.

 

А уже 1 октября Высоцкий споет:

Здесь режиссер в актере умирает,

И вот вам парадокс и перегиб:

Абдулов Сева - Севу каждый знает –

В Ефремове чуть было не погиб.

 

Авария под Тулой обыграна в тексте, посвященном Олегу Ефремову.

 

Несколько десятилетий в Туле существует клуб поклонников Владимира Высоцкого под названием «Горизонт». Его участники проводят множество мероприятий, популяризирующих творчество Владимира Семеновича, а также выпускают журнал. Руководитель клуба Владимир Щербаков издал книгу «Владимир Высоцкий и Тульский край».

 

Исследователи называют Владимира Высоцкого самым «географическим» поэтом: в общей сложности в его песнях и стихотворениях так или иначе присутствуют 67 городов Советского Союза и 56 зарубежных. Легенды о том, что Владимир Высоцкий в середине 60-х годов посещал тот и иной город, чтобы спеть песни на чьей-то прокуренной кухне, не первое десятилетие гуляют по всей стране. Подтверждения им нет, но и опровергать никто не торопится. Столь дорого по сей день людям имя артиста.

 

Концерт Высоцкого был событием, которое запоминалось. В Иваново, например, он выступал дважды: в Театре музыкальной комедии и в Ивановском педагогическом институте. Высоцкий рассказывал о своей жизни, творчестве, читал свои стихи и, конечно, много пел, аккомпанируя себе на гитаре. Ивановцам запомнились его простота, умение сойтись со зрителем, заворожить своим внутренним накалом. «И не было в этом никакой бравады, наигранности. Одет он был непритязательно: потёртые джинсы и скромный серый свитер с выправленным наверх воротником рубашки. Он много двигался на сцене, лишь иногда присаживаясь к столу, на котором стоял букетик цветов. После концерта он ещё минут тридцать отвечал на разные вопросы из зала».

 

 

Роль Глеба Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя» - одна из самых ярких киноработ Владимира Высоцкого. Съёмки проходили в 1978 - 1979 годах. Владимир Высоцкий был утверждён на эту роль практически сразу. Более того, он сам себе ее организовал.

 

Режиссер фильма Станислав Говорухин вспоминал:

«Можно сказать, что не я пригласил Высоцкого в картину, а он меня. Однажды он говорит мне: «Знаешь, тут мне Вайнеры сказали, что у них для меня есть хорошая роль. Ты почитай роман, мне сейчас некогда» Я взял у него роман, он назывался «Эра милосердия», прочёл и… просто обалдел. Когда Володя приехал, я сказал ему: «Роман, действительно, классный, и роль потрясающая. Ты ничего похожего ещё не играл, представляю, как ты это сделаешь»».

 

Роль Жеглова писалась под Высоцкого, и он с самого начала знал, что получит ее. Главная проблема была в том, что Высоцкий был в опале. Это стоило огромных усилий, и Говорухин шел на большой риск. На официальном уровне фильм приняли осторожно, но реплики его персонажей очень быстро пополнили словари крылатых выражений и афоризмов.

 

 

В театральной биографии Высоцкого определяющей стала работа над образом Гамлета в Театре на Таганке. Премьера спектакля состоялась в 1971 году. Шекспировскую классику Юрий Любимов представил в современном прочтении. Гамлет с гитарой в исполнении Высоцкого напоминал парня из соседнего двора. Для академического театра это было кощунство. Но Высоцкому, «ему одному принадлежало священное право соединить иное, шекспировское, измерение - с нашим, обыденным».

 

Я знал, что, отрываясь от земли,

Чем выше мы, тем жестче и суровей;

Я шел спокойно - прямо в короли

И вел себя наследным принцем крови.

 

В середине 70-х в жизни Владимира Высоцкого появились наркотики. Некоторое время они позволяли жить и работать. Но счастливого конца у таких историй не бывает. 25 июля 1980 года, когда внимание жителей СССР было приковано к Олимпийский играм, Высоцкий скончался в своей московской квартире.

 

Несмотря на то, что официальная печать проигнорировала трагическое событие, в памяти народа Владимир Семенович остался одним из главных поэтов XX века. После смерти артиста возле Театра на Таганке несколько дней стояли люди.

 

Владимир Высоцкий прожил всего 42 года. Он оставил нам более 100 стихотворений и около 600 песен, снялся почти в 30 кинофильмах, сыграл в 15 спектаклях Театра на Таганке, участвовал в создании 11 радиоспектаклей.

 

Сейчас многие звезды обращаются к песням Владимира Высоцкого. Первым же эстрадным исполнителем знаменитой «Песни о друге» был уроженец Дубны Владимир Макаров. Запись состоялась в 1967 году.