Всеволод Васильевич Санаев - советский и российский актёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР.
ТУЛЬСКОЕ ДЕТСТВО
Всеволод Санаев родился 12 (25) февраля 1912 года в Туле. Эта дата фигурирует во всех источниках, кроме... метрической книги. В документе дата рождения - 7 февраля 1912 года. Исследователи отмечают, что такие ошибки были очень распространены.
Детские годы Всеволода прошли на рабочей окраине Тулы, рядом с оружейным заводом.
До переселения в Тулу Санаевы работали на Ченцовском заводе в Алексинском уезде. Ещё ранее (до 1795 г.) - на Вепрейском заводе Нарышкина. В ревизских сказках они записаны как мастеровые люди завода. В 1808 году император Александр I повелел купить у обер-егермейстера Д.Я.Нарышкина 530 душ для оружейного дела, после чего Санаевы были поселены на свободной территории в районе Чулковской слободы. С этого момента они стали числиться тульскими оружейниками.
Многодетная семья Санаевых была очень дружной, но в школе Всеволод учился неважно и часто стоял за дверью класса за всякие проделки, получая позже от матери крепкие подзатыльники. Из-за плохой успеваемости отец Всеволода Василий Санаев послал сына работать, и мальчик стал работником гармонной фабрики. Он быстро освоил профессию половинщика, и к 16 годам у него самого было два ученика. В обязанности Санаева входило собрать гармонь и настроить инструмент. В то же время начали проявляться и актерские способности Всеволода.
Когда по праздникам к Санаевым приходили гости, Всеволод, чтобы развеселить гостей, легко пародировал любого из присутствующих. Когда в Тулу с гастролями приехал МХАТ, Санаев увидел спектакль «Дядя Ваня» Чехова, который произвел на него глубокое впечатление. Чтобы попробовать себя в качестве актера, он вместе со своим знакомым, рабочим Гурием Карнеевым, пришел на репетицию местного любительского театра в клуб «Серп и молот», где на Санаева снова произвело впечатление умение директора гармонной фабрики Синявина мастерски перевоплощаться. Заинтересовавшись профессией актера, Санаев стал часто посещать клубные репетиции, а когда в Туле открылась театральная студия, попытался туда поступить, но получил отказ из-за недостаточной образованности. Однако Всеволод продолжил попытки попасть в студию и попросил: «Буду делать все, что нужно, только возьмите!» Благодаря такой настойчивости его все же взяли в студию. Днем он трудился на гармонной фабрике, а вечером шел в театр, где был рабочим сцены, шумовиком, осветителем и даже сыграл две небольшие роли.
Но чтобы играть в настоящих спектаклях, надо было учиться, и наставником Санаева стал актер тульского театра Кудашев, который помог Санаеву подготовиться к экзаменам в Москве на театральный рабфак.
ТВОРЧЕСТВО
Два года Санаев проучился на рабфаке, после чего еще год - в театральном техникуме, на курсе Николая Плотникова. Жил в общежитии на Собачьей площадке, по ночам подрабатывал на вокзале, разгружая вагоны, и вскоре стал студентом ГИТИСа. После окончания ГИТИСа в 1937 году Санаев стал работать во МХАТе, с 1946 года по 1994 год - актёр Театра-студии киноактёра.
Однако работы в театре было немного, да и корифеи театра неохотно делились ролями. С кино же дело обстояло лучше.
В кино актёр дебютировал в 1938 году, в фильме «Волга, Волга», сыграв две маленькие роли: бородатого лесоруба и безбородого музыканта, а первая крупная работа состоялась в картине «Любимая девушка» (1940) - роль рабочего Добрякова.
Среди заметных ролей Всеволода Санаева:
директор МТС Кантауров в «Возвращении Василия Бортникова» (1952),
Донцов в «Первом эшелоне» (1955),
старшина Козлов в «Пять дней, пять ночей» (1960),
Сиплый в «Оптимистической трагедии» (1962),
полковник Лукин в киноэпопее «Освобождение» (1968).
Интересны его актёрские работы в фильмах, поставленных Василием Шукшиным, - Ермолай Воеводин в «Вашем сыне и брате» (1965), Матвей Рязанцев в «Странных людях» (1969) и Степан Фёдорович в «Печках-лавочках» (1972).
Всесоюзную известность принесла Санаеву роль полковника Зорина в детективной трилогии о милиции - Возвращение «Святого Луки» (1970), «Чёрный принц» (1973) и «Версия полковника Зорина» (1978).
Из последних киноработ Всеволода Санаева стоит отметить блистательный дуэт с Б. К. Новиковым в мелодраме «Белые росы» (1983) и роль начальника в министерстве из картины Э. А. Рязанова «Забытая мелодия для флейты» (1988).
Двадцать лет, с 1966-го по 1986-й год, Санаев был секретарем Союза кинематографистов СССР.
Всеволод Васильевич Санаев скончался 27 января 1996 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В последние годы актёр сетовал, что ему так и не дали попеть в кино и сыграть комедийную роль. Когда Всеволода Санаева спрашивали, кем бы он стал, если бы не был актёром, он отвечал: «Я был бы замечательным гармонных дел мастером».
Отношения в семье актёра описаны его внуком Павлом Санаевым в повести «Похороните меня за плинтусом», по мотивам которой в 2009 году был снят одноимённый фильм.
29 марта 2017 года дочь Всеволода Васильевича Санаева, Заслуженная артистка РСФСР Елена Санаева, обращадась к губернатору Тульской области с просьбой об увековечивании памяти:
«Мой папа родом из Тулы, он имел звание почетного гражданина этого города. В этом месте прошли его детство и юность, там еще остались наши дальние родственники. И самое главное – до сих пор сохранился дом, в котором вырос папа. Если бы власти пошли навстречу и разрешили там организовать музей, я бы могла привезти все, что у меня осталось от папы: фотоархив, множество рыбацких вещей, часы и другие семейные реликвии. Хочется верить, что меня услышат чиновники и помогут организовать музей-квартиру».
Викинги: народ, профессия и образ жизни
25/12/2024Демидов: Не запрещать. Пусть рисуют...
23/12/2024Викинги. Особый мир, соединивший Восток и Запад
23/12/2024Выдающийся зоолог, академик АН СССР. Сын Почётного гражданина Тулы купца Петра Сушкина, выпускник Тульской классической гимназии. С детства Петр Петрович увлекался бабочками и птицами, изучение которых стало его основной профессией. ОДин из основателей экологической палеонтологии.
Тульский градоначальник-благотворитель, правивший городом оружейников почти четверть века. Это не только тульский, но и российский рекорд. На протяжении всего XIX столетия Добрынины находились в центре общественной жизни города.
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!