Николай Иванович Белобородов

27/02/2023 09:11 Николай Иванович Белобородов

© Фото: Мемориальный музей Н.И. Белобородова

Николай Иванович Белобородов - гармонист, педагог, дирижёр, аранжировщик, создатель хроматической гармони, основатель первого в мире оркестра гармонистов. Его имя по своей значимости в истории народной музыкальной культуры занимает одно из первых мест.

Николай Белбородов родился 27 февраля 1828 в Туле. Отец Николая Ивановича – Иван Матвеевич Белобородов – служил управляющим у помещиков Кологривовых в имении Медвенки. Его мать – из семьи потомственных оружейников.

 

Будучи подростком, Николай начал интересоваться красильным делом. После смерти отца он открыл в подвале своего дома маленькую красильню. Красильная мастерская средств давала немного, Белобородов был постоянно в долгах. Впоследствии он её продал для приобретения гармоник для оркестра.



Игрой на гармони Белобородов увлекался с 11 лет, для чего самостоятельно обучился нотной грамоте. Обладая незаурядных способностями, добился заметных успехов во владении инструментом, но примитивность существовавших в то время гармоней резко ограничивала его исполнительские возможности. Поэтому в 1875 (по другим данным, в 1870) году он заказал прославленному тульскому мастеру Леонтию Алексеевичу Чулкову принципиально новый инструмент, суть новизны которого заключалась в строении правой клавиатуры, состоящей из 23 клавиш, в число которых входили все 12 звуков хроматического звукоряда.

Одна из первых в России гармоней с хроматическим строем была изготовлена в 1878 (по другим сведениям в 1871) году. Хотя гармонь Белобородова-Чулкова была более совершенна, чем все её предшественники, она всё-таки обладала многими недостатками. Сам же Николай Иванович отказался от дальнейшего усовершенствования её конструкции, так как его творческие помыслы были направлены в иное русло. Сразу после изготовления хроматической гармони, им были заказанные ещё два инструмента, после изготовления которых Николай Белобородов создал семейное трио, – первый в России ансамбль хроматических гармоней, в состав которого, кроме него, входили его дочери Мария и Софья.

Занятия с трио гармонистов привели его к мысли о возможности появления более масштабного музыкального коллектива. В 1885 – 1886 годы неутомимый популяризатор игры на гармони из рабочих тульских заводов создаёт кружок любителей игры на этом музыкальном инструменте, который постепенно превращается в первый в мире оркестр хроматических гармоник. Занятия кружка проводились по воскресеньям в доме Белобородова и продолжались несколько часов. Иногда музыканты так увлекались, что занятия прекращались только поздним вечером.


Не менее важная заслуга Н.И. Белобородова, чем создание хроматической гармони, состоит в том, что для занятий оркестра он заказывает у лучших тульских мастеров (Л.А. Чулков, В.И. Баранов, А.И. Потапов) музыкальные инструменты разных диапазонов и тембров: гармонь-пикколо, гармонь-приму, гармонь-альт, гармонь-виолончель, гармонь-бас, гармонь-контрабас. Данное новшество в значительной степени расширило исполнительские возможности оркестра и позволило исполнять наряду с народными мелодиями такие произведения, как Увертюра к опере М. Глинки «Жизнь за царя», Увертюра к опере Ф. Герольда «Цампа», Увертюра к оперетте Ф. Зуппе «Пиковая дама», вальсы И. Штрауса, сочинения других известных композиторов.

Николай Белобородов не только делал аранжировки популярных произведений для созданного им коллектива, но и сам сочинил несколько музыкальных пьес. В их числе Полька «Фантазия», Кадриль «Охота», Вальс и др. В итоге именно он стал первым в России автором, сочинившим оригинальные произведения, написанные специально для хроматической гармони. Именно Николай Белобородов стоит у истоков отечественной методики обучения игре на клавишных духовых язычковых музыкальных инструментах, так как он не только первым стал массово обучать игре на хроматической гармони, но также издал одно из первых учебных пособий по обучению на этом музыкальном инструменте.

Первое выступление оркестра состоялось в зале Тульского дворянского собрания 22 февраля 1897 года. Затем коллектив неоднократно демонстрировал своё мастерство не только в Туле, но и в Калуге, Серпухове, Алексине, Ефремове. Большими событиями в жизни оркестра явились концерт в Московской консерватории, записи на грампластинки, а летом 1893 года – выступление перед Л.Н. Толстым в Ясной Поляне, где оркестранты вручили великому русскому писателю почетный адрес и членский билет Тульского общества любителей музыкального и драматического искусства.

Основные заслуги Белобородова состоят в том, что он на практике продемонстрировал необходимость дальнейшего качественного совершенствования клавишных пневматических язычковых инструментов и указал целых два пути их совершенствования: создание новых образцов хроматических гармоник более совершенных конструкций, необходимых для сольного исполнительства, и создание оркестровых инструментов различных диапазонов и тембров, необходимых для разных форм коллективного музицирования. Принцип комплектования состава оркестра из инструментов разных диапазонов положен в основу комплектации большинства современных оркестров баянов, а также – различных музыкальных коллективов смешанного состава.

В 1907 году Н.И. Белобородов был избран почётным членом Всероссийского общества любителей игры на хроматических гармониках.

Умер Николай Иванович Белобородов 28 декабря 1912 года в Туле. В настоящее время дом, где жил и творил тульский самородок (проспект Ленина, 16), является Мемориальным музеем Николая Ивановича Белобородова. Там же установлена памятная доска в честь неутомимого энтузиаста, внёсшего заметный вклад в развитие отечественной культуры. Бережно сохраняется его могила на Всехсвятском кладбище. Нерукотворным памятником популяризатору русской гармони является Международный конкурс юных исполнителей на баяне-аккордеоне, носящий имя Н.И. Белобородова.

 

Источник