Александр Иванович Сулакадзев

04/04/2023 12:06 Александр Иванович Сулакадзев

© На фото: предполагаемый портрет А. И. Сулакадзева 1826 года.

Александр Иванович Сулакадзев в свое время был известным библиофилом и коллекционером. Однако более любителям древности он запомнился своими невероятными фальсификациями.

 

Александр Сулакадзев родился 3 ноября 1771 года в семье рязанского губернского архитектора. По отцовской линии имел грузинские корни. Его дед когда-то приехал в Россию, да и остался навсегда. 

 

О детстве Александра Ивановича известно немного. По настоянию отца поступил на службу в Преображенский полк. Но уже тогда в его жизни четко обозначился основной интерес: молодой человек много и увлеченно читал. Больше всего он любил книги исторической тематики. Особенно занимали и воодушевляли архивные находки.

 

Среди старинных рукописей Александр Сулакадзев мечтал найти нечто такое, что имело бы большое историческое значение. Он имел большую библиотеку, в которой хранилось около 290 рукописей и около 600 других книг, но все это, казалось ему, на роль «настоящего сокровища» претендовать не может.

 

Безусловно, у Сулакадзева имелись наклонности авантюриста, иначе как еще можно было объяснить его фальсификации. При сочинении своего «Боянова гимна» библиофил использовал древнерусский стиль письма и стал выдавать современную рукопись за старинное литературное произведение.

 

Первым псевдоартефакт прочитал поэт Гавриил Державин. Александр Сулакадзев заверил его, что случайно нашел исписанный «новгородскими рунами» древний свиток пергамента, где и был «Боянов гимн».

 

Новгородские руны - докириллическая письменность, согласно не имеющим научных подтверждений современным представлениям существовавшая у древних славян до начала их христианизации. Литературных памятников этой письменности не найдено.

 

«Боянов гимн» - бессистемная имитация древнерусского языка, записанная квазируническим алфавитом. Произведение не имеет сюжета, а состоит из отдельных отрывочных изречений. Такова, по распространенному в эпоху Сулакадзева представлению, была специфика древнего творчества. Считалось, что сюжет и «обработка» приходят во времена «искусственности», а древним поэтам-воинам они были незнакомы. Но сквозь умышленно затуманенную форму изложения виден единственный образ - поэта Бояна.

 

Поверив фальсификатору, Державин опубликовал произведение. Об Александре Сулакадзеве стали говорить как о знатоке и серьезном коллекционере. Его пригласили в Валаамский монастырь, где просили изучить имеющийся архив. И здесь он тоже отличился: уверил всех, что монастырь был основан при содействии Андрея Первозванного. Подобную новость восприняли с воодушевлением. Тогда еще ни у кого не было сомнений в правдивости слов Сулакадзева.

 

Только спустя несколько десятилетий ученые, занимающиеся древнерусской литературой, смогли доказать, что «Боянов гимн» был фальшивкой.  

 

В дальнейшем имелись и другие фальсификации. Грубой подделкой оказались имевшие успех рукописи «Перуна и Велеса вещания в Киевских капищах жрецам Мовеславу, Древославу и прочим» и «Оповедь». Созданные Сулакадзевым стилизованные псевдоязыческие тексты были разоблачены только после появления славянского сравнительно-исторического языкознания.

 

Судя по всему, Александру Ивановичу было важно казаться коллекционером, у которого имеются уникальные экземпляры. После его смерти (13 марта 1829 года) коллекция довольно быстро была раскуплена. На протяжении многих лет фальшивки обнаруживали себя у разных владельцев. Подделкой оказалась и рукопись, преподносимая Сулакадзевым, как относящаяся к временам князя Владимира. Но доказать это ученые смогли только в ХХ веке.

 

История Александра Сулакадзева поражает масштабом. Ему удалось обмануть огромное количество людей. Долгое время искусственно состаренные им документы считались подлинниками. Специалисты и сегодня отмечают непостижимую дерзость Сулакадзева в изготовлении и пропаганде своих фальшивок, размах и жанровое или видовое разнообразие изделий, вышедших из-под его пера.