От сумы, да от тюрьмы... Тулякам рассказали о символизме татуировок

25/05/2023 17:26 От сумы, да от тюрьмы... Тулякам рассказали о символизме татуировок

Автор: Фото: Михаил Сарычев

Искусство татуировки было и остается популярным на всех континентах планеты. Рисунки на теле древних людей можно увидеть даже на античных фресках. А в тульском в культурном центре «Типография» прошла лекция, посвященная символизму тюремных татуировок. Слушатели обсудили с лектором Анастасией Инюшиной тему и углубились в ее историю: проанализировали, как возникали тату и эволюционировали с течением времени, обратили внимание на их упоминания в современной культуре.

 

Оказывается, русские тюремные татуировки — уникальный вид боди-арта со сложной историей и символикой. Эти замысловатые узоры, нанесенные чернилами на тела заключенных, раскрывают субкультуру, развившуюся в стенах одних из самых суровых тюрем мира. Анастасия Инюшина рассказала о происхождении русских тюремных татуировок, об их значении и о том, почему они продолжают очаровывать людей по всему миру.

 

«В 19 веке впервые на преступниках появляются татуировки, а именно на каторжниках, на которых ставили клейма». Известно, что преступникам наносили клеймо на лбу или спине, а ворам - на руках.

 

«Со временем в России начала ХХ века происходит популяризация татуировок среди дворянства и всей аристократии». Самым ярким примером стал Николай Второй, последний император Российской империи, был татуирован на руке. Его рисунок был выполнен во время путешествия на Восток в 1891 году. Татуировка изображала дракона, символизирующего силу и могущество. Она была сделана в традиционном японском стиле и стала одной из самых известных татуировок в истории России. Николай Второй не был преступником, но татуировки на руках использовались для маркировки воров. Это было распространённой практикой в России до революции 1917 года. Однако, татуировка Николая Второго была выполнена по его собственному желанию и не имела никакого отношения к этой практике.

 

«С приходом советской власти татуировки строго запрещены. За нанесение таких рисунков на теле выписывали штраф и начинали уголовное преследование. Именно в этот период начинает формироваться тюремная татуировка, ведь их наносят люди, которые пытаются всеми путями показать, что они против власти». В начале 1900-х преступники и члены незаконных организаций часто делали татуировки в знак протеста. Так люди, которых часто называют «ворами в законе», использовали татуировки как способ показать свою принадлежность к организованной преступности и свою оппозицию правительству. Эти татуировки, как правило представляли собой узоры, которые символизировали их принадлежность к определённой банде или группе. Они также использовались как способ запугать соперников и продемонстрировать свою стойкость перед широкой публикой.

 

 

Для создания тюремных татуировок не требуется много технического оборудования – достаточно острого предмета, немного пигмента и небольшого пространства. В качестве красителя могут использоваться различные сажа, сахар или паста из шариковых ручек. Инструментом для нанесения рисунка может служить обычная спичка с парой швейных игл или скобы из тетрадей и книг, точенные о бетонный пол. Однако наиболее предпочтительным вариантом являлся медицинский шприц.

 

Тюремные татуировки часто включают изображение женщин, символы религии, призывы к борьбе с системой и аббревиатуры, которые могут быть развёрнуты в пафосные и сентиментальные фразы. Кроме того, они могут указывать на профессию заключённого. Например, медведь с топором может означать профессионального взломщика, паук без паутины может указывать на карманника.

 

Некоторые татуировки, которые сейчас в моде, берут своё начало в сфере преступности. Например, звезды, нарисованные на коленях, указывали на то, что человек никому не подчинялся. Изображение тигра на груди олицетворяла презрение к правоохранительным органам и правительству. Розы означали бездарно потраченную молодость, а колокольчики – освобождение.

 

«В 80-х годах, когда распространяются различные течения, особенно в Санкт-Петербурге, например, рокеры бьют себе татуировки уже просто так. С падением Советского Союза и приходом всего западного, у нас появляется система татуировок как художественный элемент».

 

Сегодня татуировки уже не связываются только с преступным миром. Они стали популярным способом самовыражения и подчеркивания своей индивидуальности. Многие люди наносят на свои тела картины, символы или цитаты, которые имеют для них особое значение. Многие татуировщики создают настоящие шедевры на теле своих клиентов, используя самые различные техники и стили. Татуировки могут быть как простыми и неброскими, так и яркими и запоминающимися. Они могут символизировать любовь, верность, силу и мудрость. Каждая татуировка уникальна и имеет свой особый смысл для её обладателя.

 

Авторы: студентки ТулГУ Дарья Рычанская, Стефания Абашина.

Опубликовано в рамках проекта «Тулакультурабезафиш»

 

Напомним, на выставке «Золото сарматских вождей» в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина представлены инструменты и пигменты для нанесения татуировок.