Бах, Бетховен, Брамс… Басиния Шульман дала концерт в Ясной Поляне

Бах, Бетховен, Брамс… В Ясной Поляне дала концерт Басиния Шульман

04/02/2024 22:02 Бах, Бетховен, Брамс… Басиния Шульман дала концерт в Ясной Поляне

© Бренды России

Ясная Поляна утопает в белоснежных сугробах. Прозрачный, чистый воздух. И тишина, какой никогда не бывает в городе.

 

Вдруг раздался резкий, нетерпеливый аккорд, за ним другой, третий… И пространство наполнилось чем-то совсем новым и неожиданным. Это в Доме культуры «Ясная Поляна» начался концерт лауреата международных конкурсов Басинии Шульман.  

 

Русская фортепианная школа - уникальное явление в мировом культурном пространстве, многогранный и созидательный феномен, источник творческих озарений и оригинальных интерпретаций.

 

Басиния Шульман в 1994 году окончила Московскую государственную Консерваторию имени П. И. Чайковского, потом год стажировалась в Брюссельской консерватории. Ее смелые музыкальные проекты с большим интересом принимают слушатели во всем мире.

 

Исполнительские предпочтения Басинии Шульман меняются со временем, но неизменной остается приверженность к музыкальной романтике. В 2013 году Басиния Шульман представляла в яснополянском ДК концертную фантазию «Шопен. Жорж Санд», созданную в тандеме с Йосси Тавором по письмам и дневникам композитора и писательницы. Новый проект раскрыл слушателям удивительный мир немецкого музыкального искусства.

 

«Мне показалось очень интересным проследить идейное и музыкальное развитие трех культурных эпох одной страны в одном концерте», - поделилась Басиния Шульман.

 

Программу «Три века немецкой музыки» открыла музыка эпохи барокко. В течение жизни Иоганн Себастьян Бах написал более 1000 произведений, многие из которых до сих пор часто звучат в церквях. Басиния Шульман исполнила Прелюдию (си минор) и Итальянский концерт, впервые опубликованный в 1735 году. Кстати, именно Баху мы обязаны рождением классической трехчастной формы в жанре концерта.

 

Если Бах - это больше философия, то Бетховен обращается к живому миру. Он отражает в музыке эмоции, показывает борьбу старого и нового - трудную и бесконечную. Так появляются «32 Вариации на оригинальную тему».

 

«Бетховен не любил это произведение. Считал его неудачным. Я с ним не согласна», - предваряет пианистка исполнение произведения. И здесь начинается что-то невероятное. Руки Басинии Шульман то гладят клавиши, и тогда мелодия звучит нежно и даже печально, то порхают, заставляя звуки лететь с бешеной скоростью и показывая, все богатство возможностей инструмента. Как она это делает? Нет, это не просто десятилетия занятий, слушатели становятся свидетелями жизни, посвященной музыкальному искусству.

 

Врываемся в классицизм – время роскошных сонат с их сложными преобразованиями и контрастными эпизодами.  Бетховенская Соната для фортепиано № 17 (ре минор), op. 31 № 2, была написана в 1802 году. Ее неофициальные названия отражают эмоции, которые гениальный автор смог передать слушателям: «Буря», «Соната с речитативом», «Шекспировская соната». На самом же деле это сложнейший психологический портрет композитора, написанный в период трагических размышлений, мыслей о самоубийстве в связи с глухотой и крушений надежд на личное счастье.

 

 

Далее звучат произведения Иоганнеса Брамса, Феликса Мендельсона-Бартольди, Роберта Шумана и Ференца Листа. В эпоху романтизма ведущими темами творчества становятся разрыв идеала и действительности, переплетение сказочно-фантастического и реального, смятение и поиск. Здесь нет четкой программы или стиля. Главная цель - «одушевить» музыку и заставить ее петь в сердцах слушателей.

 

В воздухе растворяются последние ноты, секунда тишины, и шквал аплодисментов. Эмоции переполняют. В этот момент следует говорить про обаяние, талант, виртуозное исполнение… Но хочется молчать и бережно, как можно дольше сохранять ощущение чистого счастья созданного в Ясной Поляне звездой русской фортепианной школы Басинией Шульман.