Сами придумали, сами обиделись... О роковых женщинах в русской литературе

Самые роковые женщины русской литературы

08/03/2024 12:50 Сами придумали, сами обиделись... О роковых женщинах в русской литературе

© Илья Репин / Русский музей

Женщина всегда стремится стать такой, какой ее хотят видеть, особенно учитывая, что в отечественной классической литературе преобладает мужской взгляд. Представляем пятерку роковых женщин, созданных русскими мужчинами.

 

Софья Семеновна Мармеладова

 

«Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».

 

Сонечка - центральный образ романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Встретив Родиона Раскольникова, девушка находит в нем родственную душу и добровольно, подобно женам декабристов, едет на каторгу в Сибирь.

 

 

Катерина Петровна Кабанова

 

Тот самый «луч света в темном царстве» пьесы Александра Островского «Гроза». Молодая и красивая женщина, которая воспитана по строгим канонам, но при этом свободолюбива настолько, что мечтает превратиться в птицу.

 

«Отчего люди не летают так, как птицы? Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

 

 

Татьяна Дмитриевна Ларина

 

Главная героиня романа Александра Пушкина «Евгений Онегин» - эталон и пример для бесчисленных женских персонажей в русской литературе, «национальный тип» пылкой и чистой, мечтательной и прямодушной, стойкого друга и героической жены. В начале XIX века имя Татьяна считалось «простонародным», но после выхода романа оно стало невероятно популярным.

 

 

Сомненья нет: увы! Евгений

В Татьяну, как дитя, влюблен;

В тоске любовных помышлений

И день и ночь проводит он.

 

Маргарита

 

Из текста романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» известно только ее имя и отчество - Маргарита Николаевна. Красивая, сильная и… ведьма! Фантастический образ женщины яростной и нежной. Самому черту ей ничего не стоит сказать: «Милый, милый Азазелло».

 

«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож».

 

Анна Аркадьевна Каренина

 

«Ее прелесть состояла именно в том, что она всегда выступала из своего туалета, что туалет никогда не мог быть виден на ней. И черное платье с пышными кружевами не было видно на ней; это была только рамка, и была видна только она, простая, естественная, изящная и вместе веселая и оживленная».

 

Одни считают ее некрасивой и слишком толстой, другие – воплощением порока. А Николай Некрасов и вовсе высмеял в эпиграмме.

 

Толстой, ты доказал

с терпеньем и талантом,

что женщине не следует «гулять»

ни с камер-юнкером,

ни с флигель-адъютантом,

когда она жена и мать.

 

Почему граф Толстой взялся за любовный роман? Мог ли у истории Анны быть хеппи-энд? Над этими вопросами по сей день бьются многие литературоведы, разбирая роман на «кирпичики», исследуя черновые версии и дневники автора. Сам же Лев Толстой писал, что Каренина надоела ему как горькая редька. Но именно Анна – самая желанная роль для большинства актрис мира, а читательницы романа, даже самые скромные, мечтают хоть на мгновенье испытать счастье такой огненной и все вокруг испепеляющей страсти.

 

«Это была не картина, а живая прелестная женщина с черными вьющимися волосами, обнаженными плечами и руками и задумчивою полуулыбкой на покрытых нежным пушком губах, победительно и нежно смотревшая на него смущавшими его глазами. Только потому она была не живая, что она была красивее, чем может быть живая».