Слушал Шопена и был растроган до слез

О весеннем настроении и музыке в жизни Льва Толстого

19/03/2024 13:20 Слушал Шопена и был растроган до слез

Автор: Пресс-служба музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», источник фото.

В Доме культуры «Ясная Поляна» состоялся концерт лауреата Международного конкурса им. П. И. Чайковского виолончелистки Марии Зайцевой.

 

Для студентов кафедры журналистики ТулГУ событие стало отправной точкой, чтобы порассуждать о музыке и весне в жизни Льва Николаевича Толстого.

 

Тучи разбежались барашками в Ясной Поляне

 

«Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Всё стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех», - писал Лев Николаевич о самом мечтательном времени года. Вдохновившись его словами и первым весенним солнцем, мы решили отправиться в музей-усадьбу «Ясная Поляна» и на месте прочувствовать «ту самую» атмосферу.

 

«Тучи разбежались барашками...», - так называлась новая программа, которую виолончелистка Мария Зайцева представила яснополянской публике, концертмейстером выступила пианистка Мария Зайцева-старшая.

 

Сам Лев Николаевич признавался, что любит музыку «больше всех других искусств». Среди современных слушателей были разные люди: одни занимаются музыкой профессионально, другие интересуются искусством, а третьи делают ставку на личные впечатления и воображение. В яснополянском ДК все чувствовали себя уютно, почти по-домашнему.

 

Музыка Шопена и Рахманинова

 

В концертной программе прозвучали сонаты для виолончели и фортепиано Фредерика Шопена и Сергея Рахманинова. Произведения чувственные и мягкие, заставляющие задуматься о серьезном и вечном.

 

Главным «инструментом», для которого сочинял музыку Сергей Рахманинов, считается человеческая душа. Прекрасные звуки заставляют трепетать сердца людей, раскрывая огромный спектр эмоций. Не похоже ли это на весеннее возрождение всего живого?

 

«В Ясной Поляне стоит замечательный рояль. На подобном инструменте Рахманинов сочинял свои произведения. Зал прекрасный. Меня удивило, что с приходом людей пространство стало «звучать» лучше», - замечает Мария Зайцева.

 

Интродукция и Блестящий полонез для виолончели и фортепиано - одно из ранних произведений Фредерика Шопена. Композитор создал его в юности, в период рассвета жизни и пробуждения чувств. Для каждого человека своей свежестью и легкостью восприятия молодость похожа на весну.

 

Как весна получает отражение в музыке?

 

Виолончелистка Мария Зайцева считает, что «романтично-любовно».

 

- Однако у всех по-разному происходит. Яснополянский концерт назван весенним не из-за конкретных намеков в письмах, а по настроению, которое сейчас царит в нашей душе, - добавила исполнительница.

 

 

- Лев Толстой отмечал, что «музыка есть искусство посредством троякого сочетания звуков - в пространстве, времени и силе, воспроизводить в воображении различные состояния души». Мария, Вы согласны с ним?

 

- Лев Николаевич понимал, о чем говорил. Музыка рождает самые разные состояния: от ужаса до абсолютного восторга, от гротескного отвратительного до щенячьей любви.

 

В свою очередь организатор мероприятия Ольга Глазунова процитировала отрывок из воспоминаний современников о писателе:

 

«Как-то раз в последний год жизни Толстой долго слушал Шопена в исполнении Гольденвейзера и произнес: «Я должен сказать, что вся эта цивилизация - пусть она исчезнет к чертовой матери, но - музыку жалко!».

 

 

И трогательно, и не поспоришь. Поэтому наслаждаемся весной, по-толстовски восхищаемся музыкой и стараемся дарить радость этому миру.

 

Авторы: Никита Горбенко, Екатерина Савельева, Елизавета Проценко, Александр Еленский.

Материал выполнен в рамках проекта Тулакультурабезафиш.