Парк «Золотой город»

Золотой город

13/04/2024 11:30 Золотой город

© Бренды России

«Золотой город» – это частный парк, выполненный в китайском стиле. Можно сказать, демо-версия средневекового Китая на территории Тульской области. Автор работы – китайский архитектор Чай Хайянь.

 

Территория окружена «Великой Китайской стеной». Ее прообраз - крупнейший и один из древнейших памятников мировой архитектуры. На стене лежит дракон. Это символ доброго светлого начала ян и китайской нации в целом. Драконы были способны не только отгонять злых духов, но и вызывать дождь, спасая деревянную постройку от пожара. Дракон прочно связан со стихией воды. Поэтому в «Золотом городе» много фонтанов.

 

Ворота «Золотого города» охраняют львы. В соответствии с верованиями Древнего Китая, лев - защитник закона, страж могущества и успеха.

 

На створках центральных ворот изображен Ван Лин-Гуань – в китайской мифологии один из 36 небесных полководцев, страж дворца небесного государя Юй-ди.

 

Стиль китайского ландшафтного сада формировался на протяжении трёх тысяч лет. Обычно он включает в себя один или несколько прудов, группы камней, деревья и цветы, различные залы и павильоны, которые соединены извилистыми дорожками и галереями. Спроектирован таким образом, что наблюдатель не может охватить взором всю территорию.

 

Сразу за воротами - фонтан в виде пяти рыб. Это символ изобилия и богатства.

 

 

В китайской поэзии цифра пять наделяется особым смыслом и может символизировать пять священных гор Китая, расположенных по четырём сторонам света и в центре, являющихся опорами небосвода. Поэтому Китай и называют Поднебесной.

 

В левой части – скульптурная композиция «Китайский зодиак». Схема, широко распространённая в ряде стран Восточной Азии, связывает каждый год с определённым животным и его атрибутами.

 

Проявления трех основных религий Китая тоже можно найти в «Золотом городе» - это конфуцианство, буддизм и даосизм.

 

Дао - своего рода закон бытия и универсальное единство мира. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Можно сказать, что Дао – это сама природа.

 

Конфуцианство - этико-философское учение, не имеющее теологической отсылки, разработанное Конфуцием - обычным человеком. Учение строится на морали, этике и принципах взаимодействия человека с человеком. Конфуций был одним из первых, кто предложил идею построить высоконравственное и гармоничное общество. А золотое правило его этики звучало так: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Китайское название конфуцианства не содержит отсылки к личности его основателя и буквально переводится на русский как «Школа образованных людей».

 

Буддизм появился в Китае, когда там уже давно существовали конфуцианство и даосизм. Его уникальность состояла в разработке теории воздаяния (закон кармы) и учении о достижении запредельного состояния (нирваны).

 

Храм Будды в «Золотом городе» выполнен с соблюдением всех канонов и пропорций. Жест центральной фигуры называется абхая-мудра – жест бесстрашия. Он показывает, что учение Будды дает защиту, несет мир и устраняет страх. Поза лотоса символизирует спокойствие, погружение в себя, умиротворение. Волосы синего цвета - символ неба. Стоящие по периметру фигуры представляют учеников Будды, достигших просветления, пробуждения сознания. Их называют – бодхисаттвы. В разных традициях им отводится разная роль, но наиболее распространенное объяснение: бодхисаттва - это тот, кто сознательно отказывается от нирваны с целью спасения всех живых существ.

 

 

Китайские пагоды считаются обладателями уникальной способности распространять позитивную и впитывать негативную энергию, очищая тем самым окружающее пространство. Таким образом, если та или иная местность не имела естественной, воздвигнутой самой природой защиты, ее стали создавать искусственно.

 

Загнутые края крыш китайских зданий напоминают о легенде про воздушных драконов, которые были большими проказниками и любителями развлечений. Больше всего на свете им нравилось кататься с крыш домов, зачастую сваливаясь на разбитые рядом цветники и огороды. Однако, портить отношения с драконами не стоит, поэтому китайцы просто немного изменили траекторию скатывания драконов по крыше. Теперь дракон съезжая снова взлетает в воздух и больше не вредит посевам.

 

 

Еще одно китайское поверье гласит, что злые духи могут передвигаться лишь только по прямой линии. Именно по этой причине при входе в жилище и на окна вешались изображения лабиринта. Их цель - запутать духов и не пустить внутрь дома.

 

Китайские фонарики были придуманы еще в 250 г. до н.э. — открытый огонь служил не очень-то надежным источником света и давал сильный контраст. Фонарики приютили пламя и сделали свет более мягким и приглушенным, создавая атмосферу тепла и уюта. Традиционный китайский фонарь — ярко-красного цвета и круглой формы. Некоторые украшают их золотыми кисточками и узорами, символизирующими удачу, богатство и долголетие.

 

Водяная мельница – еще один интересный объект парка. Первые водяные колеса, найденные в Китае, относятся к 30-м годам н.э. К 600-ым годам водяную мельницу в Китае имела каждая зажиточная семья или монастырь. Даже было издано «Распоряжение Департамента о водных путях», в котором указывалось, что водяные мельницы не должны препятствовать движению речного транспорта. Сейчас декоративные водяные мельницы широко используются в китайских и японских садах. Мерно вращающееся колесо навевает мысли о вечности.

 

Многочисленные скульптуры «Золотого города» тоже подобраны неслучайно. Черепаха - символ долголетия и мудрости. Птицы - стремление к вершинам познания, к постижению истины мироздания. Корова – символ матери-земли. Бык символизирует мирную силу и терпение. Лягушка – предвестница весенних дождей и пробуждения природы. Дельфин  - безграничной радость и духовное просветление. Змея – тотемное изображение богов-прародителей охраняющих дом.

 

Место, на котором расположился «Золотой город», пользовалось популярностью со времен Екатерины II. Рядом располагалась дворянская усадьба Курицыных. Как напоминание о ней остался дубовый парк, некоторым деревьям в котором более трехсот лет.

 

В советское время территория превратилась в пионерский лагерь. Но потом он оказался заброшен. В XXI веке землю купил предприниматель Альбер Джуссоев. Практически все материалы для строительства, начиная со скульптур для паркового ансамбля, предметов интерьера, мебели и заканчивая массивными пятиметровыми дверями и изразцовой черепицей, было доставлено из Китая. С лета 2011 года «Золотой город» работает как гостиничный комплекс и локация для фотосессий.