30 апреля – 1 мая. Вальпургиева ночь

30 апреля – 1 мая. Вальпургиева ночь. Ночь ведьм

30/04/2024 05:00 30 апреля – 1 мая. Вальпургиева ночь

Автор: Борис Борисов / Российский национальный музей музыки, источник фото.

На фото: балетная сцена «Вальпургиева ночь» из опера Шарля Гуно «Фауст». Большой театр.

 

Легенды рассказывают, что в ночь с 30 апреля на 1 мая ведьмы собираются на шабаш в честь пробуждения природы. В русских поверьях уточняется, что действо проходит на Лысой горе.  

 

В работе «О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа» Владимир Даль сообщает: «Ведьма живет между людьми и, ничем не отличаясь днем от обыкновенных баб или старых девок, кроме небольшого хвостика, ночью расчесывает волосы, надевает белую рубашку, и в этом наряде, верхом на помеле, венике или ухвате, отправляется через трубу на вольный свет, либо по воздуху, либо до Лысой горы, либо доить или портить чужих коров, портить молодцов, девок и проч. Ведьма всегда злодейка и добра никогда и никому не делает. Она в связи с нечистой силой, для чего варит травы и снадобья в горшке, держит черную кошку и черного петуха; желая оборотиться во что-либо, она кувыркается через 12 ножей».

 

Описание шабаша дает собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед Александр Афанасьев: «Каждая ведьма является на празднество вместе с своим любовником-чертом. Сам владыка демонских сил - Сатана, в образе козла с чёрным человеческим лицом, важно и торжественно восседает на высоком стуле или на большом каменном столе посредине собрания».

 

Почему же Ночь ведьм называется Вальпургиевой? Дело в том, что 1 мая в ряде конфессий отмечается день христианской святой Вальбурги. Она была англичанкой знатного происхождения. Рано осиротев, уже в 11-летнем возрасте девочка была отправлена в монастырь. С этого момента вся ее жизнь была посвящена служению Богу. Канонизация святой Вальбурги состоялась 1 мая, предположительно, 870 года.

 

Одновременно в ночь на первое мая у ряда народов отмечается праздник весны, восходящий к дохристианским традициям. Церковь с этим боролась и буквально демонизировала многие моменты.