Предводитель «бунта четырнадцати» Иван Крамской

 Иван Николаевич Крамской

08/06/2024 08:00  Иван Николаевич Крамской

© Илья Репин / Третьяковская галерея

Один из главных художников реалистической школы второй половины XIX века, художественный критик и педагог. Предводитель «бунта четырнадцати» и ведущий идеолог знаменитого Товарищества передвижников. Но более всего Крамской прославился своими реалистичными портретами. В его работах не было фальшивого романтизма и напускной одухотворенности. Художник умел отразить в них самое главное из того, что видел и чувствовал.

 

Иван Крамской родился 8 июня 1837 года в Воронежской губернии. Там же он обучался иконописи. Потом занимался ретушью фотографических снимков. В 1856 году переехал в Петербург, где поступил в Императорскую Академию художеств. Обучение проходило весьма успешно, и Крамской вполне мог на большую золотую медаль Императорской Академии художеств, дававшую право на шестилетнее пенсионерство в Италии.

 

К конкурсу на большую золотую медаль Императорской Академии художеств допускались самые талантливые выпускники.

 

Сразу после объявления темы конкурсантов на сутки запирали в изолированных мастерских, где они за 24 часа должны были придумать сюжет и нарисовать эскиз будущей картины.

 

Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от ее разработки и подали прошение о том, чтобы им позволили самостоятельно выбрать темы. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Совет Академии им отказал, а ректор архитектуры Константин Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!»

 

В ответ на это молодые художники в 1863 году основали собственную «Петербургскую артель художников».

 

Тогда же произошло еще одно знаменательное событие в жизни Крамского: он женился на Софье Николаевне Прохоровой. На нее легли все хозяйственные и бытовые вопросы артели. Вскоре у художников появились заказы: они рисовали иллюстрации к книгам, писали портреты, делали копии картин. Объединение процветало. Иван Крамской искал заказчиков, распределял деньги. Параллельно он писал портреты и давал уроки рисования. Одним из его учеников был Илья Репин.

 

В 1865 году Иван Николаевич получил предложение расписать купол храма Христа Спасителя в Москве. Для работы он использовал наброски, которые создал в годы учебы в Академии.

 

Все это время у Крамского сохранялся собственный взгляд на то, каким должно быть современное искусство. И следующим знаковым моментом в жизни мастера стало создание Товарищество передвижных художественных выставок. Среди его учредителей были также Григорий Мясоедов, Василий Перов, Алексей Саврасов и другие художники.

 

Крамскому все чаще стали заказывать портреты. Художник не стремился приукрасить или наделить своего героя несуществующими чертами. Тем не менее эти работы нельзя назвать грубыми, они изящны и аккуратны. Каждая деталь находится на своем месте, соответствуя настроению и характеру человека. Иван Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей: Л. Н. Толстого (1873), И. И. Шишкина (1873), П. М. Третьякова (1876), М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879), С. П. Боткина (1880).

 

Портрет Льва Толстого работы Ивана Крамского

 

В 1872 году Крамской закончил полотно «Христос в пустыне». «Вот уже пять лет неотступно Он стоял передо мной; я должен был написать Его, чтобы отделаться», - признавался художник.

 

Академия художеств высоко оценила картину и хотела присудить Крамскому звание профессора, однако он отказался. В итоге полотно купил Павел Третьяков за небывалую сумму - 6000 рублей.

 

Иван Крамской, «Христос в пустыне»

 

Скончался Иван Николаевич скоропостижно, во время работы, 5 апреля 1887 года. Врачи не смогли ему ничем помочь.

 

Сотни полотен Ивана Крамского разошлись по частным коллекциям. Наиболее известные из них сейчас хранятся в лучших музеях. Воронежский областной художественный музей носит имя своего талантливого земляка.