Алексей Щусев. Два храма

Два храма Алексея Щусева

29/06/2024 08:00 Алексей Щусев. Два храма

© Музей декоративного искусства

История архитектуры знает не только примеры щедрых вознаграждений, авторам красивейших зданий, но и случаи, когда архитекторы работали без зарплаты - вынужденно или по собственной воле. Одним из таких бессребреников был архитектор Алексей Васильевич Щусев.

 

В 1912–1913 годах на итальянском курорте Сан-Ремо появилась церковь Христа Спасителя. Кирпичный собор с пятью главами и шатровой колокольней был стилизован под московские церкви XVI–XVII веков и украшен керамическими изразцами, фигурными кокошниками и балясинами. Средства на строительство храма собирали русские эмигранты, которые жили или отдыхали в Сан-Ремо, а проект бесплатно подготовил архитектор Алексей Щусев. Сам он участия в строительстве храма не принимал - работами руководил местный зодчий Пьетро Агости. Он несколько изменил проект Щусева, отчего российский архитектор даже отказался от авторства.

 

 

Примерно в это же время Алексей Васильевич Щусев создал проект храма Сергия Радонежского на Куликовом поле. Его строительство началось 16 (29 июня) 1913 года. Щусев писал: «Что касается Куликовской церкви, то она выходит по архитектуре очень хорошо. Я изменил верх второй башни, вместо купола – шлем... Оставить обе башни одинаковыми это ложноклассично, робко...» Различные пропорции башен, особые очертания их крыш, похожих на воинские шлемы, должны были напоминать о «древних богатырях – героях битвы, о героизме и стойкости самого русского народа, много лет назад грудью отстоявшего Родину здесь, на просторах поля Куликова».

 

 

Николай II пожертвовал на храм 5 тысяч рублей золотом. Комитет по сооружению храма возглавил граф Юрий Александрович Олсуфьев. Он хорошо разбирался в искусстве и неоднократно спорил с архитектором, но Щусев свой замысел отстоял и остался автором «куликовской церкви».