© Клинцы.инфо
Первые упоминания о местечке Топаль встречаются в польских грамотах начала XVII века. В те времена здесь располагалось сотенное правление Стародубского полка, решались важнейшие административные и судебные дела всей округи.
Петр I пожаловал Топаль с окрестными селениями своему сподвижнику, дипломату Савве Владиславичу Рагузинскому, который в свою очередь продал земли племяннику. В разное время это место принадлежало представителям самых знатных династий.
«Положение имеет по горе между яром и по косогоре, вокруг оного чистое поле и проток, именуемый Топалка... Дом его сиятельства зделанной итальянским манером, на каменном фундаменте, с погребами каменными ж, в двох этажах, о 10-ти покоях, при коем сад весма хорошой, регулярно рассаженной, с трома ранжареями», - гласит описание 1781 года.
«Его сиятельство» - это граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский. В 1770 году Великую Топаль выкупила и подарила ему Екатерина II. Потом имение перешло внебрачной дочери его сына Варваре Сергеевне Голицыной, которая в 1820 году возвела здесь особняк в стиле ампир, существующий по сей день. Затем усадьбой владел ее сын князь Павел Павлович Голицын.
Перед домом, украшенным шестиколонным портиком - «парадный двор», слева - флигель. Особое место в комплексе занимает церковь Преображения - выдающийся памятник архитектуры второй половины XVIII века. Святыня возведена по проекту Юрия Матвеевича Фельетона в псевдоготическом стиле.
Основными элементами ее фасадного убранства являются рустованные пилястры на ротонде, алтаре и трапезной и горизонтальная рустовка, охватывающая нижний ярус северных и боковые стороны южных башен, а также закругленные углы трапезной и алтаря. Интересно сочетание основных стрельчатых проемов с небольшими круглыми окнами второго света, которые над северным и южным входами заменены полуовальными. В окнах сохранились рамы с ажурными переплетами.
Не менее выразителен интерьер храма. Основным помещением является эффектный круглый зал со сферическим куполом. Неширокими арочными проемами он связан с трапезной и алтарем. Стены декорированы плоскими пилястрами, сандриками на кронштейнах над проемами, а также расположенной под окнами верхнего света широкой лентой фриза с вертикальными «каннелюрами». Купол и своды украшены звездами на темно-синем фоне, а в четырех круглых клеймах-медальонах изображены христианские символы.
Сохранившийся до наших дней парк поражает своими величественными вековыми деревьями. Основной фон составляет липа. Аллеи похожи на таинственные зеленые коридоры, ведущие в блестящее прошлое усадьбы.
О достойном облике в настоящем пока говорить не приходится. Штукатурка зданий во многих местах облупилась и осыпалась. В августе 2024 года «Новости Брянска» сообщили, что председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил организовать проверку по факту ненадлежащего содержания исторического комплекса.
В феврале 2025-го Арбитражный суд Брянской области установил, что состояние усадьбы – аварийное. Памятник истории и архитектуры находится в государственной собственности, и теперь Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях должно организовать противоаварийные, исследовательские и восстановительные работы.
У двух брянских объектов культурного наследия не было зон охраны
14/02/2025В Брянске открылась выставка, посвященная лесоводу Георгию Высоцкому
07/02/2025Какой запомнилась Брянская область 2024 года
03/01/2025В мальцовском заводском округе на землях Калужской, Орловской и Смоленской губерний трудились 100 тысяч человек, производя машины всех видов, стройматериалы, мебель, сельхозпродукты.
Русские купцы-лесопромышленники 2-й половины XIX — начала XX века, меценаты, почётные граждане города Брянска. Происходили из старинного брянского купеческого рода, известного с XVIII века.
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!