Белокаменные храмы Владимирской области

Белокаменные храмы Владимирского региона

07/07/2022 12:39 Белокаменные храмы Владимирской области

Автор: New Media, источник фото.

Владимирская область является уникальным регионом России: именно здесь собраны все белокаменные храмы древней Руси, большинство из которых включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Золотые ворота, пожалуй, один из главных, если не памятников, то символов Владимира и области. Они были построены как оборонительные сооружения в 1164 году Андреем Боголюбским, который перенес столицу из Суздаля во Владимир. От Золотых ворот шёл вал, который помимо указанных, имел ещё четыре входных ворот, которые не сохранились.

 

Согласно летописи, ворота были покрыты листами золоченой меди. По преданию, эти створки были утоплены в Клязьме, перед нашествием монголо-татар. До этого большие дубовые створки ворот примыкали к арочной перемычке, которая сохранилась до сих пор. Однако ранее по верху этой перемычки был сделан деревянный настил, который использовался как дополнительная боевая площадка.



К сожалению, Ворота сохранились с сильными изменениями: Частые пожары в городе и нашествия монголо-татар значительно исказили облик памятника. К древним частям этого сооружения относится широкая проездная арка с мощными боковинами.

 

Сейчас памятник находится под контролем Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а в надвратной церкви располагается музей.

 

 

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше является один из первых и древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси. Храм - наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-Восточной Руси, была построена в правление Юрия Долгорукого в 1152 году. В плане архитектуры церковь очень близка к квадрату и замышлялась как главный собор городка Кидекши на восточных границах Суздальского княжества. Также церковь строилась в честь сыновей князя Владимира Святого Бориса и Глеба, которые стали первыми русскими святыми. В самом храме археологами был обнаружен белокаменный саркофаг и фрески XII века

 

В 1780 году рядом с храмом была построена «зимняя» Стефановская церковь, и каменная шатровая колокольня, которая со временем наклонилась и зовётся местной Пизанской башней. На данный момент является объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

 

Успенский собор во Владимире - это памятник белокаменного зодчества ещё домонгольской Руси. Исторически он был главным кафедральным собором Владимиро-Суздальской Руси - именно в нем венчались на княжество владимирские и московские князья.

 

Собор, который был построен в 1158 году при Андрее Боголюбском имеет высокую сохранности. В интерьере остались фрагменты фресок XII века и фресок легендарного Андрея Рублёва 1408 года. Именно в стенах Успенского собора про знаменитого иконописца снимал свой фильм Андрей Тарковский, который чуть не спалил памятник архитектуры.

 

В XIX веке были пристроены притвор и колокольня. В настоящее время Успенский собор находится в совместном пользовании РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

 

 

Храм Покрова на Нерли, который смотрит с обложек учебников истории на каждого школьника, так же был построен при княжении Андрея Боголюбского. В это время рядом с Владимиром князь построил резиденцию в Боголюбово. Храм был построен в километре от княжеского дворца при впадении Нерли в Клязьму и стоял на речной «стрелке», оформляя перекрёсток водных торговых путей. Однако позже устье реки сместилось. Что бы вода не заливала храм на фундаменте зодчие возвели четырёхметровые стены, засыпанные землёй. Таким образом образовался искусственный холм, который был облицован каменными плитами. Сейчас храм находится в совместном пользовании РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника и и стоит на Боголюбовском лугу, который является особо охраняемой природной территорией и историко-ландшафтным комплексом регионального значения.

 

 

Боголюбово. Дворцовый собор Рождества Богородицы

 

В период правления князя Андрея Боголюбского в окрестностях Владимира появился загородный дворцовый комплекс, в который входили княжеский дворец, домовый храм, центрическое сооружение на площади перед западным фасадом собора и другие сооружения. Строительство ансамбля было завершено к 1165 году.

 

До нашего времени сохранились северная лестничная башня, переход, соединявший ее с княжескими хорами собора Рождества Богородицы, находившимися по традиции в западном пространстве храма. Во время археологических раскопок были обнаружены фрагменты древнего собора — нижние части стен, перспективных порталов, круглые основания столбов, фрагменты резного скульптурного декора фасадов и фрагменты резных капителей с растительным оформлением.

 

 

Дмитриевский собор во Владимире возвёл младший брат Андрея Боголюбского Всеволод Большое Гнездо в эпоху наивысшего могущества и расцвета великого Владимирского княжества. Знаменит собор своей белокаменной резьбой - его стены украшают около 600 рельефов, Главная идея барильефов - Прославление княжеской власти, поэтому на стенах соборах изображено очень много геральдических символов — львов, орлов, грифонов, кентавров, сцен охоты, борьбы зверей, которые не были типичны для украшения православных храмов.

 

 

Георгиевский собор Юрьева-Польского возведен в 1230–1234 годах по заказу князя Святослава Всеволодовича, сына Всеволода Большое Гнездо. Летописец описывал этот памятник как «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху». В XV веке верх собора обрушился. Святыню восстанавливали несколько раз.

 

 

Антипьевская церковь Суздаля датируется 1745 годом. Основное здание представляет собой типичный одноэтажный зимний храм с маленькой главкой на невысоком барабане. Колокольня, предположительно, появилась несколько ранее основного строения и своей наружной расцветкой характерна скорее для XVII века. 

 

 

Лазаревская церковь Суздаля была построена еще раньше - в 1667 году. Это первый пятиглавый храм города. Построен на месте одноимённого деревянной церкви XV века. Наиболее раннее упоминание о святыне встречается в жалованной грамоте великого князя Ивана III суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю 1495 года, где говорится об отдаче обители пожней - «около Ветельского пруда Успенья Святыя Богородицы… да Лазаря Святого, что за городом, ружных церквей, шестнадцать десятин, впрок архимандриту Константину с братьею, или кто по нем иный архимандрит будет».