Дом детства Натали Саррот

22/07/2022 19:00 Дом детства Натали Саррот

Автор:

Фото Татьяны Головиной.

«Мне хочется ощупать, погладить, облечь этот застывший образ словами, но без нажима, я так боюсь повредить его…И пусть они проникнут сюда, внутрь дома, в эту большую комнат с ослепительно белыми стенами… сверкающим паркетом, по которому разбросаны яркие ковры…; диваны, кресла покрыты ситцевыми чехлами в цветочек… Разнообразные растения в больших горшках… в окнах между двойными рамами проложен слой белой ваты, припудренной серебряными блестками. Ни один дом на свете никогда не казался мне таки красивым. Настоящий дом из рождественской сказки…и к тому же - дом, где я родилась»

Эти строки принадлежат удивительной писательнице Натали Саррот. Значительную часть своей жизни - а прожила она 99 лет, Натали Саррот провела в Париже. Во Францию она перебралась еще до революции. Однако, родилась основательница нового литературного жанра – «антиромана», в российском городе Иваново.

Натали Саррот - урождённая Наталья Ильинична Черняк – появилась на свет 5 (18) июля 1900 года в образованной еврейской семье Иваново-Вознесеска. Вскоре родители развелись. В восьмилетнем возрасте девочка переехала к отцу в Париж. В 1925 году Натали вышла замуж за адвоката Раймонда Саррота. Только в начале сороковых она смогла серьезно заняться литературой. Стиль Натали Саррот уникален. Её произведения невозможно подделать, так же как и заимствовать элементы её произведений так, чтобы они остались неузнанными. Французские критики назвали творчество Саррот «литературной константой века».

Дом родителей писательницы, который она столь тепло и красочно описывала в повести «Детство», сохранился до наших дней. Однако, вполне возможно, что в скором времени эта достопримечательность может исчезнуть с лица земли. Дом на улице Пушкина (29/12), являющийся в настоящее время выявленным объектом культурного наследия под названием «Усадьба К.Д. Буркова», может лишиться этого статуса.

Эксперт В.В. Вишневский, проведший в 2019 году экспертизу по заказу собственника дома С.В. Гришина, отказывает объекту не только в архитектурной, но и в культурной ценности. Он пишет о Натали Саррот следующее: «Её вклад в европейскую литературу действительно велик, но последователей «Нового романа» в России так и не стало. Т.е. ее влияния на литературу в России так и не случилось. Новый роман так и остался только французским новым романом». 

Очевидно, что собственнику здания подобная «экспертиза» потребовалась, чтобы снять ограничения, которые налагаются на реконструкцию объектов культурного наследия.

На сложившуюся вокруг дома тревожную ситуацию обратили внимание СМИ.

«Я не уполномочен давать каких-либо официальных и искусствоведческих экспертиз. Однако, позволю себе сделать несколько замечаний. Мне кажется весьма странным заявление о том, что раз творчество Натали Саррот не нашло распространения в русской литературе, то и наследие писательницы охранять не стоит. Мы не решаем вопрос включения творчества конкретного литератора, например, в школьную программу и списки охраняемого нематериального наследия. Речь идет о конкретном памятнике, построенном до революции и, очевидно, являющимся частью утраченной в большей своей части старинной городской застройки г. Иваново.

Кроме того, с каких это пор русская культура перестала являться частью европейской культуры? И почему мы храним память о многих деятелях европейской культуры, в разное время работавших в России, а наша же собственная соотечественница нам вдруг оказалась не нужна?», - пишет известный общественный деятель Вадим Разумов.