Вячеслав Михайлович Зайцев - художник-модельер, живописец и график; народный художник Российской Федерации (2006), лауреат Государственной премии России (1996).
Вячеслав Зайцев родился 2 марта 1938 года в семье ивановских рабочих Михаила Яковлевича Зайцева и Марии Ивановны Кокуриной. Отец ушел на войну, когда Славе было 3 года, попал в плен, бежал из плена, дошёл до Берлина, но после войны его посадили, как изменника Родины. Отца выпустили, когда Вячеславу было 20 лет. Вячеслав и его старший брат Владимир носили мамину фамилию Кокурин. Родители оформили брак, когда отец вернулся из лагерей.
Окончив среднюю школу № 22, в 1952 году Вячеслав начал учебу в Ивановском химико-технологическом техникуме по специальности художника текстильного рисунка. Далее - Московский текстильный институт и распределение на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в Бабушкинском районе на должность художественного руководителя.
В самом начале деятельности Зайцев создал коллекцию спецодежды для женщин-работниц области и села, которая была отвергнута методическим советом. Но вскоре её опубликовал журнал «Пари Матч» со статьёй «Он диктует моду Москве». Спустя три года автора так и не увидевшей свет коллекции разыскали Пьер Карден и Марк Боан (Dior).
Ознакомившись с творчеством своего молодого коллеги из СССР, известные парижские кутюрье, в том числе и присутствовавший на встрече Ги Лярош, фактически признали его своим достойным собратом по профессии. Результатом их встречи явилась статья «Короли моды» в газете WWD. Однако «равным среди равных», как называют себя избранные мастера моды мира, принадлежащие к Мезон де Кутюр в Париже, В. М. Зайцев стал только через четверть века, в год своего пятидесятилетия. До этого он был лишён возможности выезда в капиталистические страны.
Тридцать лет Зайцев проработал в Доме моды на Кузнецком мосту. Здесь родилась на свет его знаменитая «Русская серия» (1965—1968) - коллекции по русским народным мотивам, в том числе из ивановских ситцев (1976).
В 1967 году В. М. Зайцев получил Гран-при за платье под девизом «Россия» на Всемирном фестивале моды в Москве. Именно в этот период В. М. Зайцев начал восприниматься на Западе как лидер советской моды, его высокий авторитет выразился в присвоенном ему в западной прессе имени «Красный Диор», которое подчёркивало органическую связь уникального искусства модельера с лучшими традициями мировой моды.
Однако Зайцев оставался неудовлетворённым результатами своего труда в советской действительности. Его доводы просты: при сложившейся системе многоступенчатых советов, государственного стандарта и отсутствии модной индустрии, модели искажают авторский замысел и устаревают в производстве, еще не дойдя до потребителя, поэтому труд модельера неэффективен, а лозунг «оденем всех!» не содержит в себе правды.
При этом многие его проекты находили поддержку за рубежом. Например, в 1976 году известная чехословацкая фирма «Яблонэкс» приняла его авторскую работу — эскизы бижутерии, связывая их осуществление с украшением его же направляющих коллекций. Следствием этого явились персональные выставки Зайцева в Яблонце, Брно и Карловых Варах.
Покинув Дом Моделей одежды на Кузнецком мосту, Зайцев связывает себя с фабрикой № 19 индпошива, на базе которой работает над модным ассортиментом вновь открываемого Дома Моды на проспекте Мира, 21. Именно здесь с 1982 года мастер создаёт известные далеко за пределами нашей страны авторские коллекции, постоянно занимаясь поиском стиля своей фирмы, того стиля, что отличает и делает узнаваемыми любые изделия В. М. Зайцева.
В числе наиболее известных коллекций мастера: «1000-летие Крещения Руси» (1987—1988) — показана в Нью-Йорке и Париже, «Русские сезоны в Париже» (1988) — показана в Париже, коллекция моделей одежды из европейских тканей (1988) — показана в Мюнхене, коллекция моделей мужской моды (1989) — показана во Флоренции на Неделе мужской моды, коллекция моделей женской одежды из отечественных тканей (1990) — показана в Токио на саммите «Пять выдающихся художников моды мира».
Высокий авторитет В. М. Зайцева и его активная общественная позиция придают его деятельности целенаправленный характер. Во многих десятках городов страны под председательством маэстро проходят семинары, симпозиумы, фестивали моды.
Его авторству принадлежат две книги — бестселлеры 1980-х гг.: «Такая изменчивая мода» (изд. «Молодая гвардия») и «Этот многоликий мир моды» (изд. «Советская Россия»). Обе были переизданы в Болгарии и Чехословакии.
Вячеслав Зайцев необычайно популярен: его имя без малого 40 лет связано с модой. В мировом искусстве моды он занимает своё собственное место художника и творческой личности. Все эти годы ему по праву принадлежит первенство в отечественной моде. Продолжительное время Зайцев работает над созданием костюмов для звёзд эстрады и чемпионов фигурного катания, «одевает» членов советской спортивной делегации на Олимпиаде-1980 и создаёт новую униформу для советской милиции.
Наряду с модой серьёзное внимание в своём творчестве В. М. Зайцев уделяет живописи и рисунку. Станковое искусство модельера не является подсобным средством моды: оно имеет самостоятельную художественную ценность. Материалы, которым он отдаёт предпочтение — пастель, карандаш, фломастер. Произведения декоративны, звучны по цвету, ставят и успешно разрешают сложные смысловые и формальные задачи.
В 2016 году модельеру был поставлен диагноз болезнь Паркинсона. Последние годы Вячеслав Зайцев почти никуда не выходил. Умер 30 апреля 2023 года.
Путь фельдшера к линии фронта Первой мировой войны
29/11/2024В Ивановской области отреставрируют три объекта культурного наследия
17/11/2024В Музее ивановского ситца меняют паркет и электропроводку
08/11/2024Французская писательница, родоначальница «антиромана» (или «нового романа»), адвокат. Родилась летом 1900 года в Иваново-Вознесенске.
Советский писатель-прозаик, революционер, военный и политический деятель. Наибольшую известность из литературного наследия Фурманова получил роман «Чапаев».
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!