Спасо-Кукоцкий мужской монастырь

24/07/2022 13:45

Спасо-Кукоцкий мужской монастырь - древний комплекс, включающий выразительные по архитектуре культовые сооружения в стиле, характерном для владимиро-суздальского зодчества XVII века.

Говоря о Спасо-Кукоцком мужском монастыре, в первую очередь необходимо рассказать о селе, в котором он находится.

Село Сербилово расположено в Гаврилово-Посадском районе Ивановской области на берегу реки Кукса. Оно упоминается в «Описи укреплений гор. Владимира 1674 года». В конце XIX — начале XX века село входило в состав Гавриловской волости Суздальского уезда Владимирской губернии. С 1929 года оно было центром Сербиловского сельсовета Гаврилово-Посадского района, с 1954 года - в составе Лычевского сельсовета, с 2005 года - в составе Осановецкого сельского поселения.

Время и повод основания Кукоцкого мужского монастыря не известны. Можно считать несомненным, что в конце XVI века монастырь уже существовал, так как в нем некоторое время, по документальным сведениям, имел пребывание Гришка Отрепьев. В летописном сказании под названием: «Иное сказание о самозванце», написанном современником описанных событий, о пребывания Григория Отрепьева в Спасо-Кукоцком монастыре читаем следующие слова: «и по совету того игумена (Трифона) острижеся в иноческий образ и наречеся имя ему Григорий; в то время быста ему лет 14, и отыде во град Суждаль, и нача пребывати во обители Всемилостиваго Спаса в Еуфимьеве монастыре, и ис того монастыря прииде в том же уезде в монастырь ко Спасу по слытию на Куксу, и много рещи не хощу о сем по многим монастырем жительство приходя имый».

Такие же сведения находим в другом источнике «Новый летописец»: «И еще млад сый, пострижеся не вем от кого и прежде пойде в Суздаль и вниде в том сущий Спасов монастырь. Архимандрит же онаго монастыря, видев его юна, даде его под начал единому духовному отцу и поживе там един год и бежав оттуду прииде в Спасский же монастырь сущий на Куксе, и тамо поживе 12 недель».

В 1624 году Спасо-Кукоцкому монастырю дана была грамота царя Михаила Феодоровича «на монастырскую вотчину село Сербилово и на сельцо Темерево с деревнями, на монастырскую пашенную землю и на монастырские покосы». Игуменом монастыря в то время состоял Аврамий.

По писцовым книгам 1628-1630 гг. монастырь имел «церковь Преображение Спасово древяна клетцки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и все строение церковное Государево». За 1651 год имеется грамота царя Алексея Михайловича «на отхожее поле по оврагу по Копотнику да на сенные покосы – на луг Фетиньину кулигу, что за рекою Ирмезем».

В 1673 году была построена каменная Спасо-Преображенская монастырская церковь, о чем также есть историческая запись: «7181 (1673) года мая в 4 день заложена бысть сия церковь во имя святаго и благовернаго Преображения Господня, в царствование Великаго Царя Алексия Михаиловича всея великия России, при Святейшем Патриархе Иоакиме Московском и Преосвященном Архиепископе Стефане Суздальском и Юрьевском, при игумене Феодосие о Христе с братиею».

Преображенский собор - яркий образец крупного монастырского собора, традиционного по структуре и характерного для владимиро-суздальской архитектуры XVII столетия. В результате позднейших переделок изменена форма глав. Южный вход заменен окном, а крыльцо и паперть перед ним разобраны; у западного фасада устроен широкий и низкий притвор.

В центральном куполе изображена «Новозаветная Троица», на парусах - евангелисты, на сводах - евангельские события после Воскресения. На южной и северной стенах композиции Нового Завета расположены в четыре яруса. Среди них выделяются «Бичевание Христа» и «Коронование терновым венцом» (северная стена). На столбах в три яруса помещены сцены из Евангелия, на откосах окон и прилегающих к ним простенках написаны святые.

Заслуживают внимания барочные орнаментальные композиции, включающие церковные атрибуты, между окнами 1 и 2 света и на подпружных арках, где написаны раковины, головки херувимов и изображения святых на фоне барочной сетки.

Иконостас в русском стиле характерен для конца XIX века. Это внушительных размеров четырехъярусное сооружение, завершенное иконой «Воскресение» в фигурном обрамлении. Иконы и киоты у столбов выполнены также в конце XIX века.

***

5 августа 1686 года последовал указ царей и великих князей Иоанна Алексиевича, Петра Алексиевича и царевны Софии Алексиевны, царственной большой печати и царственных великих посольских дел оберегателю, ближнему боярину и наместнику Новгородскому, князю Василию Васильевичу Голицыну, о выдаче выписи из Суздальских писцовых книг письма и меры Михаила Трусова да подьячего Феодора Витовтова, 136 и 137 году, на дворовое место, принадлежащее Спасо-Кукоцкому монастырю в гор. Суздале.

19 марта 1688 года дана была запись бывшим служкой Суздальского Васильевского монастыря Никитой Федоровым Поповым с двумя сыновьями игумену Спасо-Кукоцкого монастыря Савве с братией на поступление в число служек Кукоцкого монастыря. По записи Никита Попов с сыновьями дают обязательство исполнять следующие условия: «с своею братьею – с монастырскими слугами всякую монастырскую службу и работу и того монастыря игумена Саввы и братии во всем слушать и монастырской служебный чин хранить против прочих монастырей, не пить и не бражничать, и ни за каким дурном и за воровством не ходить и к тому монастырю и к нему игумену Савве с братиею, или кто впредь в том монастыре иные власти будут, и к монастырским вотчинам никаких хитростей и убытков не учинить, и ни в чем не пререкасловить, и из того монастыря в иные монастыри и в боярские дворы и нигде во крестьянство и в бобыли не записатца и не заложитца, и из того монастыря никакой монастырской казны не покрасть и, пократчи, не збежать». А в случае не соблюдения указанных условий: «на мне, Микишке, и на детях моих взять ему игумену, Савве з братиею, по сей записи, или хто впредь по нем в том монастыре иные власти будут, всякая монастырская служба и их властелинское почитание и покорение к тому их монастырю и сносная монастырская казна, что мы снесем. А ся запись на меня, Микишку, и на детей моих в тот Кукоцкой монастырь вечно и впредь в запись».

 

ЗЕМЛЯКИ

Натали Саррот (Наталья Ильинична Черняк)

Французская писательница, родоначальница «антиромана» (или «нового романа»), адвокат. Родилась летом 1900 года в Иваново-Вознесенске.

Леонид Николаевич Андреев

Известный русский писатель родился 21 августа 1871 года в Орле. После окончания гимназии в 1891 году Леонид Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. В семье буквально не было денег, и Андрееву даже приходилось голодать. В этот период он впервые попытался опубликоваться. В редакцию газеты «Неделя» Андреев принес свое произведение «О голодном студенте».