Тульская всечка - своеобразный промысел, развившийся в начале XVIII века, со своими особенностями, определившими самобытность художественных работ по дереву.
Тульская всечка отличается богатым рисунком из спиралей, распадающихся на большое количество завитков, за еще называется «кудрявой». Удивительным образом на пространстве в несколько сантиметров серебряная нить переходит в золотую или медную, рисунок рассыпается перламутром или самоцветами, вставками из дерева различных пород. Истинные знатоки видят и понимают сложность такой работы.
Истоки промысла - на оружейном заводе, где тульские работники украшали именное оружие для особ приближённых к царю. Процесс выполнения всечки состоит из двух основных этапов: выполнения углублений и заполнения их вставками из другого металла.
Углубления можно получить с помощью металлографических резцов (штихилей), чеканов, а также зубильцев или сечек. С правой стороны на верстаке мастер постоянно держит два молотка: одним молотком он работает с зубильцами и чеканами; другой используется при вбивании металла в углубления и проковке элементов инкрустации.
Инкрустация делится на два основных вида: плоскую и рельефную. В плоской все элементы находятся вровень с поверхностью изделия, а у рельефной они несколько выступают, образуя небольшие «бугорки». Возможно и комбинировать эти два вида. Подобное изделие — щипцы для раскалывания орехов, выполненные в XVIII веке тульскими мастерами — сейчас хранится в Историческом музее в Москве.
Изначально всечка использовалась для украшения оружия. Узоры копировали с французских и испанских ружей, но вскоре появилась своя, уникальная технология — тульская всечка. Помимо «проволочных» узоров стали применятся драгоценные камни и металлы. Декорировать начали практически все — огнестрельное, холодное оружие, а также предметы быта: расчески, шкатулки, медальоны, украшения и т.п.
В настоящее время техника всечки практически забыта. Тула осталась одним из немногих городов, где поддерживаются традиции этого искусства. Стараниями тульских мастеров, всечка стала цветной, в ход идет, можно сказать, все, что попадается под руку — металлы, различные породы дерева, камни. Сочетания используемых материалов придают рисунку уникальное великолепие. Стали использоваться новые для этого ремесла стили: модерн, авангард и барокко. Копируются картины, создаются уникальные оклады для икон.
По словам художника-инкрустатора Сергея Горбунова, тульские ремесла были мало известны в России из-за малочисленности мастеров и небольшого количества изделий. В 1996 году он вышел на экспертный совет и доказал в Союзе художников, что в таком виде инкрустация характерна именно для тульских мастеров. Всечка была признана традиционным тульским промыслом, а Сергей получил статус народного мастера. Его работы хранятся как в частных коллекциях обычных людей, так и украшают жизнь людей государственных, они были подарены дипломатам и представителям зарубежных стран. Мастера не стало 9 сентября 2020 года.
Тульская область будет удивлять всю зиму
12/12/2024Веневский краеведческий музей обновил экспозицию и вновь принимает гостей
12/12/2024В египетской Александрии увидят работы художника Василия Поленова
12/12/2024Выдающийся зоолог, академик АН СССР. Сын Почётного гражданина Тулы купца Петра Сушкина, выпускник Тульской классической гимназии. С детства Петр Петрович увлекался бабочками и птицами, изучение которых стало его основной профессией. ОДин из основателей экологической палеонтологии.
Тульский градоначальник-благотворитель, правивший городом оружейников почти четверть века. Это не только тульский, но и российский рекорд. На протяжении всего XIX столетия Добрынины находились в центре общественной жизни города.
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!