Порфирий Никитич Крылов

22/08/2022 10:19 Порфирий Никитич Крылов

Автор:

Порфирий Никитич Крылов - советский живописец и график, член творческого коллектива Кукрыниксы.

 

Порфирий Крылов родился 9 (22) августа 1902 года в деревне Щелкуново (ныне - Богородицкий район Тульской области). С пяти лет, под влиянием деда и отца, начал рисовать. Окончил высшее начальное училище, в течение двух лет работал на Патронном заводе в инструментальной мастерской и одновременно вечерами заниматься в заводской изостудии под руководством известного художника Г. М. Шегаля.

 

В 1921 году Крылов уехал в Москву, поступил во Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), где с 1921 по 1928 годы учился у А. А. Осмеркина, А. В. Шевченко, в аспирантуре — у П. П. Кончаловского.

 

Уже в 1920-е годы Крылов с равным интересом писал портреты, пейзажи, натюрморты и современный жанр. Мотивы его картин просты, но в этой простоте Крылов открывает ту содержательную тонкую красоту, что составляет прелесть всего сущего, и которую может увидеть только вдумчивый взгляд. Он передает в картинах трепет самой жизни. Даже распустившийся букет полевых цветов Крылов пишет в некоем вихревом порыве. Он усложняет и подчеркивает контрастность в рисунке и цвете и вместе с тем объединяет их интенсивной плотной живописью.

 

В годы учебы Порфирий Крылов подружился с Михаилом Куприяновым и Николаем Соколовым. Созданный в середине 1920-х годов творческий союз просуществовал более 60 лет, поражая своим удивительно плодотворным творческим долголетием. Коллективный псевдоним Кукрыниксы был составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первого слога имени и первой буквы фамилии Соколова. Трое художников работали методом коллективного творчества. Залогом их триумфа явилось единство взглядов и вкуса, а также большая личная дружба.

 

 

Наибольшую известность коллективу принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле. Этапными работами для художников были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни. С 1933 года Кукрыниксы - постоянные карикатуристы газеты «Правда», что делало их главными в стране проводниками и пропагандистами (в сатирической форме) официальной политической линии. «Можно ещё себе представить, что нашёлся какой-нибудь художник, способный на такое оплевание человека. Но чтоб сразу могло оказаться три художника с таким презрением и отвращением к человеку, - не могу понять», - едко писал о Кукрыниксах В. В. Вересаев в «Записях для себя». Публикация такой дерзости, разумеется, была не мыслима. 

 

В годы Великой Отечественной войны наряду с карикатурами выпустили ряд плакатов (среди них - самый первый после нападения Германии плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», июнь 1941 - с карикатурой на Гитлера) и сатирических «Окон ТАСС», закончили более чем четырехлетнюю эпопею в Нюрнберге в качестве корреспондентов газеты «Правда».

 

Одновременно с 1920-х годов Кукрыниксы выступали и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя. Диапазон их творчества в этой области весьма широк - от острого графического гротеска до лирически-живописных образов. Среди иллюстрированных ими произведений: «12 стульев» и «Золотой телёнок», Ильфа и Петрова, «Господа Головлёвы» и др. произведения Салтыкова-Щедрина, «Дама с собачкой» и др. произведения Чехова, «Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев» и «Мать» М. Горького, «Дон Кихот» Сервантеса.

 

В станковой живописи Кукрыниксы также ставили перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приёмы своей сатирической графики. Они обращаются к историческим сюжетам, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны.

 

Коллектив был удостоен Ленинской премии (1965), Сталинской премии (1942, 1947, 1949, 1950, 1951), Государственной премии СССР (1975), награждены золотой медалью Всемирной выставки в Париже (1937) и Брюсселе (1958) и многими другими наградами.

 

Индивидуальное творчество Крылова развивалось параллельно его главной работе в знаменитом содружестве. С одинаковым увлечением он работал в технике и живописи и графики. Камерные пейзажи и натюрморты следуют традициям «русского импрессионизма», берущим начало в творчестве Исаака Левитана и Константина Коровина. Пейзажи П. Н. Крылова разные по мироощущению, восприятию тихих красок России, солнечного сияния природы Крыма, Кавказа, а также неповторимой по характеру природы Италии, Франции, Болгарии.

 

Художник много ездил и писал на пленэре. Его любимые места - на Оке, в Поленове, Костроме, на Академической даче, в Абрамцеве, Коктебеле. Пейзажи художника свидетельствуют о его глубоком чувстве природы. Он придает значение не только общей атмосфере пейзажа, его световому, цветовому, ритмическому строю, но и предметному составу изображения, положенного в основу композиции. Прекрасны этюды, написанные в Болгарии, Италии, Франции. Крылова очень занимают мягкое скольжение или резкие удары света, наконец, сама световоздушная среда. Необыкновенно тонки и живописны и натюрморты художника.

 

Произведения П. Н. Крылова экспонировались на многих художественных выставках в России и за рубежом. Они находятся в собраниях Государственной Третьяковской Галереи, Государственного Русского Музея, Художественного музея имени П. Н. Крылова в Туле, в галерее Уффицы во Флоренции, и других зарубежных музеях и частных коллекциях.

 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 августа 1972 года за выдающиеся заслуги в развитии советского изобразительного искусства и в связи с 70-летием Крылову Порфирию Никитичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

 

Порфирий Никитич Крылов умер 15 мая 1990 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Его сын Андрей также стал художником.