Священноисповедник Георгий Коссов

30/08/2022 16:27 Священноисповедник Георгий Коссов

© Фото: Орловская епархия

Георгий Алексеевич Коссов (также известный как Егор Чекряковский) - русский православный священник, протоиерей, при жизни почитался как старец, духовный наследник Св. Амвросия Оптинского.

 

Георгий Коссов родился 4 (16) апреля 1855 в селе Андросово Орловской губернии (ныне - Железногорский район Курской области). Его отец был сельским священника. Имя мальчику Коссовы дали в честь Георгия Победоносца, весьма почитаемого на Руси как победителя темных сил.  После окончания Орловской семинарии, Георгий преподавал в земской школе. В 1884 году он стал священником в селе Спас-Чекряк близ города Болхов Орловской губернии.

 

Бедственное положение прихода из 14 дворов ужаснуло нового священника. Ветхая и пустая церковь стояла в двух верстах от прихода. Не одну бессонную ночь провел в размышлениях о. Георгий. От безысходности он отправился за советом в Оптину пустынь к старцу Амвросию.

«Храм, вишь, у него стар, заваливаться стал. А ты строй новый, да большой, каменный, да теплый, да полы в нем чтоб были деревянные: больных привозить будут, так им чтоб тепло было. Ступай, иерей, домой, ступай», - сказал ему старец.

 

В Спас-Чекряк о. Георгий вернулся с недоумением, но служение продолжил. Постепенно слава о пастыре распространилась по всей округе.

 

Свою хозяйственную деятельность батюшка начал с того, что устроил в 1896 году небольшой кирпичный завод. На нем работали прихожане села. Для приезжих выстроили страннический дом. Спас-Чекряк находился на границе трех губерний - Орловской, Калужской и Тульской – и шли к о. Георгию за советом ото всюду. Тогда же началось строительство храма Преображения Господня, завершившееся в 1905 году.

 

22 октября 1903 года, в день празднования иконы Казанской Божией Матери, состоялось в Спас-Чекряке освящение второклассной школы, которой не было даже в уезде. Потом появился приют для ста пятидесяти крестьянских сирот.

 

Отовсюду ехали в Спас-Чекряке люди разных положений и состояний, знатные и простолюдины, чтобы убедиться в истинности той славы, которая распространилась об этом светлом уголке в глубине России. Приезжал сюда и классик русской литературы Михаил Пришвин. Под впечатлением он написал рассказ «Новая земля. Спас- Черняк».

 

«Дело отца Георгия все на виду. Тридцать лет тому назад он поступает в маленький, беднейший приход Волховского уезда, в сорока верстах от железной дороги. Церковь в селе Чекряк была деревянная, завалюшка, похожая на часовню. Отношение населения, конечно,– обычное: у попа глаза завидущие, руки загребущие. Жизнь – почти нищего, и очень понятно, что матушка молодого священника ропщет.

 

Теперь, через тридцать лет, над тем «ровочком», где до сих пор стоит церковь-завалюшка, далеко виднеется великолепный каменный храм, возле храма стоит трехэтажное здание приюта для крестьянских детей и небольшая больница, недалеко от села – еще одно прекрасное здание – школа для подготовки сельских учителей; в уезде есть еще несколько школ, построенных тем же отцом Георгием; есть даже два или три имения, доходы с которых идут на развитие образовательного дела в крестьянской среде. Сам отец Георгий живет теперь не в лачуге, как раньше, а в хорошем доме с большими светлыми окнами; у счастливой матушки на дворе гуляют стада кур и всякой другой птицы. Никому из народа, однако, и в голову не придет попрекнуть батюшку его благоустроенной личной жизнью; напротив, пишущему это не раз приходилось слышать похвалу, что священник и сам живет хорошо, умеет жить. Дело священника все на виду; советы – советами, служба – службой; а вот еще храм, приют, школы, имения, доходы с которых идут на общественное дело. Да и советы его – не какие-нибудь, а самые житейские и дельные. Не только крестьяне советуются в своих немудреных делах, а купцы, помещики, весь целиком город Волхов ведет свои дела по указанию священника; управа присылает свои сметы.

 

– Как это мог он? Кто ему помогает? – спросишь, изумленный этой цельностью человеческой личности.

 

– Кто помогает? Бог,– отвечает так просто крестьянин, что кажется, будто бог – совсем обыкновенный старик и живет он тут же, в селе Чекряк, под соломенной крышей.

 

Самое же главное, самое удивительное – это не в зданиях, устроенных отцом Георгием, и не в том, что управа с ним советуется, а своя собственная уверенность в том, что есть какая-то точка, где глас народа есть действительно глас бога, и что уж тут никакой не может быть фальши».

 

Отец Георгий служил в Спас-Чекряке до своей смерти в 1928 году.

 

О его последних днях житие гласит:

Перед смертью о. Георгия обвалился святой колодец в Спас-Чекряке, а неподалеку забил новый родник. Батюшке принесли из него воды. Он помолился над нею, попросил вылить воду в родник, который, как заповедовал, станет священным колодцем, будет теперь исцелять верующих.

Умер он 26 августа 1928 года по старому стилю. Всех лет его земной жизни более 73. Множество народа спешило в Спас-Чекряк, желая воздать долг почитания и любви, попрощаться с тем, кто жил Бога ради. Властям не удалось запретить поклонения усопшему. Плач стоял по нему великий.

 

В 2000 году Георгий Коссов был канонизирован в лике святых Русской Православной церковью как исповедник. Память духовного наследника Св. Амвросия Оптинского совершается 26 января и 26 августа (по юлианскому календарю). После канонизации мощи исповедника Георгия были перенесены в собор в городе Болхов.

 

Священноисповедник Георгий Коссов - один из самых почитаемых орловскими верующими святых.