Тульский цирк – один из старейших в России.
С цирковым искусством жители Тулы знакомы с конца XIX века. В нашем городе имелось несколько площадок, где выступали клоуны, жонглеры и акробаты. В несохранившемся здании на ул. Киевской (теперь пр. Ленина) в течение нескольких лет работал цирк знаменитых братьев Труцци. Братья Рудольфео Жижетто и Энрико Труцци гастролировали по всей Европе, останавливаясь на сезон-другой в каком-нибудь городе. Рудольфо Труцци был мастером пантомимы и лихим наездником, Жижетто Труцци покорял публику дрессированными животными, Энрико Труцци выступал как мимист, конный жонглер, гимнаст на двойном турнике и режиссер пантомим. В репертуаре братьев Труцци были такие постановки, как «Наполеон в Египте», «Тайны гарема», «Три мушкетера... в монастыре», «Шерлок Холмс».
Здание цирка на ул. Киевской принадлежало братьям Труцци, и не пустовало, когда владельцы отправлялись в тур в Киев или в Варшаву: здесь выступали другие цирковые трупы. Одно из первых представлений братья Труцци дали в Туле в сентябре 1894 года, но потом почти два месяца цирк простоял под замком: из-за смерти императора Александра III до конца ноября 1894 года в стране был объявлен траур и запрещены все увеселительные мероприятия.
В 1909 году цирк братьев Труцци распался, каждый из братьев стал во главе собственной труппы. В 1910 году знаменитый борец Иван Поддубный выкупил у Труцци здание цирка в Туле, с тех пор гвоздем программы стали выступления силачей, легко жонглирующих пудовыми гирями или гнущими подковы, и поединки французской борьбы.
Другой тульский цирк располагался с 1870 года в специально построенном здании на Посольской улице (сейчас ул. Советская, 57). По данным Тульского госцирка, это было большое высокое одноэтажное здание округлой формы. Купол его покоился на шести деревянных столбах. Зрительный зал был рассчитан на 860 посадочных мест, однако зрителей вмещал он гораздо больше за счет двух последних рядов, называемых галеркой. Здесь не было сидячих мест. Эти ряды разделяли два невысоких барьера, на которые опирались стоявшие между ними впритык друг к другу зрители. Гардероба, а попросту говоря обыкновенной вешалки, в цирке не было, и зрителям приходилось либо сидеть в пальто, либо держать его на коленях. Во время антрактов часто публика выходила в фойе, тянувшееся узкой полосой вокруг зрительного зала. В фойе было весьма тесно, и часто публика предпочитала оставаться в зале. Гримуборных и костюмерных комнат в цирке на всю труппу явно не хватало. Не было и своей гостиницы. Для циркачей снимали комнаты в домах поближе к Посольской, и каждый вечер на подступах к цирку можно было встретить загримированных артистов, готовых к выступлению на манеже.
В 1925 году деревянный цирк на ул. Советской, тогда уже тульский госцирк, по официальным данным, вмещал 1960 зрителей. Цены на билеты были недешевы: от 30 копеек до 1 руб. 15 копеек в зависимости от места. Дороже всего стоили места в 4-местную ложу: 5 руб. 15 коп. Для сравнения, билет в кино стоил от 15 до 60 копеек. Представления начинались в 20.30, но публика собиралась в зале к восьми часам вечера, когда начинал играть цирковой оркестр.
В конце 1920-х годов директором Тульского госцирка работал легендарный человек Роман Сергеевич Гамсахурдия (2.12.1860 - 29.9.1939), его по праву считают одним из зачинателей циркового дела в России. Роман Гамсахурдия всю жизнь проработал в цирке. С 1882 года в качестве администратора он гастролировал с бродячей цирковой труппой по Европе. По семейному преданию, однажды в Венгрии труппа встретилась с цыганским табором, в котором была маленькая венгерская девочка, украденная цыганами. Циркачи девочку выкупили и приняли в труппу. Она выросла, кочуя с циркачами, и стала затем женой Романа Гамсахурдия и матерью четверых его детей, среди них известная балерина и киноактриса Тамара Гамсахурдия.
С конца XIX века Роман Гамсахурдия, уже именитый цирковой антрепренер, работал в труппе Безано (Баку), в цирках А. Фюрера, К. Мамино, Камакича, Федосеевских – Бедини. На протяжении 19 лет, с 1897 по 1916 год, был бессменным управляющим цирка братьев Никитиных. После революции работал в цирках Чинизелли (Варшава, Самара). В середине 1920-х годов, после образования Центрального управления госцирка, был востребован советской властью как опытный руководитель. Ему поручалась организация нового, советского цирка, в Одессе, Казани, Воронеже, Свердловске (Екатеринбурге), Иванове и в Туле.
В нашем городе Роман Гамсахурдия не прижился. Тому виной некий конфликт с губернской властью в лице губотдела союза работников искусства. В июне 1927 года чиновники отклонили ходатайство о присвоении звания Героя Труда Гамсакурдия, «так как по собранным сведениям он не имеет никаких революционных заслуг и никакой общественной деятельности в прошлом». Высокое звание Роман Сергеевич получил в 1933 году в Грузии, где с 1930 по 1939 год, до самой смерти он работал директором цирка в Тбилиси.
В довоенные годы тульский цирк, несмотря на скоромные интерьеры и отсутствие условий для артистов, принимал таких знаменитостей, как дрессировщик Владимир Дуров, на тульской арене выступали Мария Миронова и Александр Менакер. Директором довоенного цирка в Туле был Александр Вальтер. Он великолепно знал цирковую специфику и знал, как сделать представления веселыми и интересными. Во времена А. Вальтера цирковое представление занимало три отделения. В первом выступали гимнасты, акробаты, жонглеры, эквилибристы, мастера других жанров, выступления которых занимали восемь-десять минут. В паузах между номерами непременно появлялся чаще всего «рыжий» клоун, с сильно размалеванными розовой и белой краской щеками. Второе отделение представлялось крупным, наиболее сложным номером, так называемым аттракционом. Здесь показывали свое мастерство укротители, дрессировщики хищных животных: львов, тигров, пантер, медведей, а также конные аттракционы с лихими джигитами и ловкими наездниками. Нередко выступали иллюзионные мастера, которые удивляли публику своими поистине сказочными фокусами, разгадать которые было не так-то просто.
Выступление каждого аттракциона вызывало восторженные аплодисменты зала, но, пожалуй, самым шумным всегда было третье отделение. Здесь накал страстей порой достигал своего апогея. Это отделение полностью отводилось одному из популярнейших видов спорта - французской борьбе. В Тулу помериться силами и ловкостью приезжали профессиональные борцы со всех концов страны. Желающих посмотреть схватки сильных и ловких всегда было так много, что зрительный зал в нарушение всех правил был переполнен. Даже заядлые болельщики порой стояли в проходах, либо сидели на полу у манежного барьера. Каждый из завсегдатаев в спорах с новичками непременно выдавал себя за знатока классической борьбы, прогнозировал исход борьбы каждой пары. Тем, кто сомневался в прогнозах, решительно предлагал пари порой на кругленькую сумму или просто на кружку пива, либо на пачку папирос. Во время схваток на ковре каждый «знаток болел» за своего любимца. В критические моменты в зале то и дело раздавались громогласные выкрики: «Смелей, смелей, Вася! Жми его. Жми. Вот молодец! Еще разок его в партер». Даже призывы инспектора манежа через мегафон о соблюдении тишины не всегда имели действия. Страсти накалялись. Зал утихал, лишь когда судья свистком приостанавливал схватку ввиду нарушения правил борьбы.
В марте 1940 года в Тулу на гастроли приезжал известный борец Иван Захаров. Он провел несколько показательных боев в Тульском цирке, но запомнился горожанам не столько зрелищными бросками через плечо, сколько афишами. На рекламных плакатах борец указал свой возраст, рост и был изображен в полуобнаженном виде, за что «афиши признали пошлыми», обвинив сочинителей «в подражании рекламе дореволюционных циркачей-завлекателей».
В первые же дни Великой Отечественной войны Александру Вальтеру, немцу по происхождению, не удалось избежать сталинских репрессий. Пока его труппа выступала на фронтах перед красноармейцами, он отбывал срок по надуманному обвинению, и был реабилитирован лишь много лет спустя. Жизнь старого Тульского цирка в центре города оборвалась в декабре 1949 года. 21 декабря 1949 года тульский цирк охватили языки пламени. Огонь бушевал так сильно, что зарево и клубы дыма были видны даже с окраин города. Усилия пожарных не увенчались успехом, ни само здание, ни реквизит спасти не удалось. По воспоминаниям старожил, многие истинные почитатели цирка приходили на пепелище с цветами… В огне погибли и львы знаменитого дрессировщика крупных хищников Бориса Эдера. Он гастролировал в Туле в те дни и покорил публику умением превратить зверей в трюкачей силой голоса безо всякого хлыста. Борис Эдер не побоялся приехать в Тулу еще раз в 1960-е, уже с новой труппой и в новое здание тульского цирка.
Пожар в самом центре города вызвал в Туле массу разговоров, и не только потому, что горожане лишились излюбленного места отдыха. В разгуле огненной стихии власти усмотрели политику: все случилось в день 70-летнего юбилея Сталина. Директора цирка отдали под суд. На громкий процесс в Тулу защищать директора цирка приехал лучший адвокат Советского Союза Николай Николаевич Миловидов. По отзывам современников, он был хорош собой, этаким ленивым русским барином, кутилой, любителем ресторанов, аристократом. «Многие судьи называли его шаманом: он медленно вставал из-за адвокатского стола, также не спеша поворачивался лицом к суду и начинал свою речь очень спокойным, тихим голосом. Это было похоже даже не на речь, а на какую-то очень доверительную беседу, в которой два собеседника — суд и он. Очень часто Николай Николаевич выходил на середину зала и останавливался прямо перед судейским столом. Ему, казалось, было не важно, есть ли кто-нибудь в зале, слушают ли его. Ему нужно было видеть только суд. Ему нужен был контакт только с судом. Я уверена, что, если бы в Советском Союзе был суд присяжных, Николай Николаевич Миловидов не знал бы в нем поражений», вспоминала его коллега Дина Исааковна Каминская.
Судебное разбирательство (дело рассматривал народный судья Центрального районного суда, фронтовик-инвалид Виктор Петрович Сергеев, вскоре – председатель Тульского областного суда) закончилось оправдательным приговором. На несколько лет Тула осталась без цирка, но практически сразу после пожара было решено строить новый цирк. Место было выбрано на той же улице Советской, но ближе к Упе.
Проект был разработан институтом «Тулагипрошахт» под руководством архитектора Ивана Ивановича Борисова. Строительство началось в 1962 году. Уже летом 1963-го здание было практически готово, рабочие завершали монтаж арены цирка, устанавливали винтовые рельсы и гидравлические приводы для спуска и подъема арены. За оригинальную идею арены проектировщики цирка получили авторское свидетельство. Впервые в СССР они применили винтовой подъемник, а основание площадки сделали не глиноопилочным, а из губчатой резины с верхом из натурального каучука. Такая арена позволяла проводить спектакли цирка на воде. Прообразом проекта тульского цирка стал цирк в Киеве. Так же, как и там, в Туле купол сделали из сборного железобетона, но гораздо крупнее по размерам: в начале 1960-х годов тульский цирк стал да самым большим в Союзе. Туляки получили цирк с огромным зрительным залом на 2 тысячи мест, 192 прожекторами и 6 пушками, площадкой для оркестра и отличной акустикой.
Впервые в СССР, наученные горьким опытом, тульский цирк оборудовали автоматической противопожарной системой. По всему зданию установили до 200 теплочувствительных датчиков, которые в случае пожара давали команду на включение огнетушительных приборов. Кроме всего прочего, впервые в нашем цирке у артистов были не только гримерки, но и общежитие с номерами на 2–3 человека, кухней и столовой. Были предусмотрены и вольеры для животных. Особенным получилось и фойе тульского цирка: с множеством зеркальных трельяжей (позднее зеркальным стал и потолок), несколькими буфетами и гардеробом.
3 сентября 1963 года цирк принял первых зрителей – строителей. Официальное открытие цирка состоялось 4 сентября. Цирковую арену «распечатали» львы народной артистки России Ирины Бугримовой, лошади жокея-сальтоморталиста Серж-Александрова, дрессированные собачки, гимнасты, акробаты и клоуны Савич и Мозеля. Незадолго до конца строительства директором цирка был назначен Дмитрий Иосифович Калмыков. Этот молодой энергичный человек оказался не только умелым руководителем, но и, что очень важно, большим знатоком театрально-циркового искусства и его специфики. Это-то и предрешило дальнейшую судьбу тульского цирка, ставшего в ряд самых лучших и популярнейших цирков страны.
На тульской арене выступали легенды советского цирка, клоуны «Карандаш» - Михаил Николаевич Румянцев (1965), Юрий Никулин со своим постоянным партнером Михаилом Шуйдиным (1972) и Олег Попов (1978, 1979). Трижды приезжал в Тулу великолепнейший иллюзионный аттракцион Кио, аттракцион Мстислава Запашного «Дрессированные тигры», акробатический коллектив Александра Бондарева и другие прославленные артисты.
Несколько лет назад цирк был закрыт на реконструкцию. После ремонта манеж механизировали: теперь он может опускаться вниз и подниматься вверх, что позволяет превращать арену то в миниатюрное озеро с кувшинками, то в ледяное поле. Строители обновили купол и интерьеры: здесь появились мраморная облицовка и еще больше зеркал, красивые люстры, бра, новая мебель.
Сейчас тульский цирк по-прежнему зажигает огни.
Источник: Ирина Парамонова специально для сайта "Бренды России. Тула".
Тульский дизайнер нарисовала новые зимние открытки
08/12/2024Бахрушинский музей открыл в Тульской области три выставочных проекта
08/12/2024Библиотеки завоевывают цифровое пространство
05/12/2024Выдающийся зоолог, академик АН СССР. Сын Почётного гражданина Тулы купца Петра Сушкина, выпускник Тульской классической гимназии. С детства Петр Петрович увлекался бабочками и птицами, изучение которых стало его основной профессией. ОДин из основателей экологической палеонтологии.
Тульский градоначальник-благотворитель, правивший городом оружейников почти четверть века. Это не только тульский, но и российский рекорд. На протяжении всего XIX столетия Добрынины находились в центре общественной жизни города.
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!