В паблике «Пролетарский район. Тула» появилось тревожное сообщение.
«В послевоенное время на въезде/выезде из Криволучья, а тогда оно ограничивалось ул. Волкова, стояла скульптура «Женщина с ребёнком», которая как бы встречала приезжающих и провожала выезжающих из «нового» по тем временам микрорайона. В конце 60-х скульптура была перенесена в район улицы Макара Мазая в комсомольский сквер, где ранее был установлен памятник И.В.Сталину, где располагается и по сей день. К сожалению, знаковый для Криволучья в прошлом памятник, находится в ужасном состоянии сейчас, поэтому хочется обратить внимание Администрации, на состояние этой скульптуры и постамента, с целью приведения его в надлежащий вид», - пишет туляк.
Речь идет о типовой городской скульптуре «Встречающие», выполненной стиле соцреализма. Ее «близняшку», кстати, можно увидеть в городе Донском Тульской области. Статуса объекта культурного наследия ни одна из них не имеет и, как следствие, памятниками они не являются.
Искусство или нет?
Безымянные пионеры, рабочие и спортсмены в большом количестве выпускались для украшения общественных пространств в советское время. Но даже тогда художественная ценность идеализированных изображений счастливой жизни была под вопросом. Имена авторов штампованных изваяний обычно не указывались, а факт их установки документально не фиксировался.
В период с конца 1920-х до начала 1990-х годов соцреализм был единственным разрешенным властью художественным методом отображения жизни людей в СССР. Произведения отличались примитивностью и предельной простотой в понимании, независимо от уровня образования зрителя. Использование метафор, абстракций и символов не допускалось. Творчество не развивалось и выполняло функции инструмента идеологического воздействия на массы. Это привело к тому, что художественный метод безнадежно утратил свою актуальность.
Но это же наше наследие…
Зимой 2019 года известный краевед Владимир Щербаков издал книгу «Гипсовый соцрелизм в Туле». Тема в ней раскрыта и проработана максимально. На страницах - редчайшие фото, которые автор кропотливо собирал десятилетиями. Обложку украшают «Встречающие».
В одном из интервью Владимир Щербаков отметил, что сегодня в Туле возрождаются традиции городской скульптуры. Теперь объекты в основном выполняются в металле: читающие дети у библиотеки, мальчик у входа в ТЮЗ, городовой и «Лесная поляна» возле кремля, композиция «Тульское чаепитие» в Заречье, скульптуры у проходных Машзавода. Одни считают, что это оживляет городские улицы, другие называют безвкусным китчем.
***
Так или иначе, но в любом случае скульптура «Встречающие» попадает под действие правил благоустройства территории города. Поэтому жители Пролетарского района совершенно справедливо требуют у администрации привести ее в надлежащий вид.
Ранее «Тульские новости» сообщали, что на сегодняшний день гипсовых скульптур на территории Тульской области сохранилось более 200. Большинство из них находится в неудовлетворительном состоянии.
В Туле состоялась премьера спектакля о жизни и творчестве Василия Жуковского
20/11/2024Директор Национального парка «Тульские засеки» приступил к работе
20/11/2024Все началось с фотографии Льва Толстого…
17/11/2024Выдающийся зоолог, академик АН СССР. Сын Почётного гражданина Тулы купца Петра Сушкина, выпускник Тульской классической гимназии. С детства Петр Петрович увлекался бабочками и птицами, изучение которых стало его основной профессией. ОДин из основателей экологической палеонтологии.
Тульский градоначальник-благотворитель, правивший городом оружейников почти четверть века. Это не только тульский, но и российский рекорд. На протяжении всего XIX столетия Добрынины находились в центре общественной жизни города.
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!