Скопинский гончарный промысел

16/09/2022 12:00 Фото: работы Народного художник РФ Татьяны Лощининой.

Скопин - один из самых ярких художественных центров России. 

 

Еще в ХII веке местные умельцы начали изготавливать здесь разного рода предметы из глины. Об этом говорят находки, которые добыли в ходе археологических раскопок. Вблизи города оказались большие скопления глины, из которой получались замечательные изделия. Вследствие этого на Рязанской земле суждено было зародиться скопинскому гончарному промыслу. Люди всегда пытались приспособить глину к своему быту, и в первую очередь мастера трудились над созданием посуды, горшков, печных труб и других необходимых для хозяйства предметов.

 

Официально же промысел исчисляется с 1640 года, когда в переписи населения появилось первое имя гончара — Демки Киреева, сына Бердникова. В XVII веке скопинское гончарное производство достигло небывалых размеров, а гончары поражали ловкими исполнениями кирпичной черепицы, горшков и прочих изделий из глины.

 

До наших дней дошли сведения о том, что гончары регулярно выставляли свои лучшие работы на всеобщее обозрение. Каждый стремился изготовить предмет, которым бы все любовались. Декоративная посуда привлекала много внимания к работам ремесленников и свидетельствовала о высокой степени мастерства. Может быть, именно соревнование в изобретательности и стремление удивить окружающих послужили толчком для изготовления декоративных предметов.

 

Скопинские изделия покрываются специальной глазурью, что тоже свидетельствует о неординарном подходе к гончарному ремеслу. Есть версия, согласно которой рецепт глазури, покрывавшей изделия был получен одним из гончаров в период его пребывания в Липецке. Там этот рецепт хранился в тайне, но был выведан работником, который стал использовать его на своей малой Родине.

 

В XIX веке начало активно развиваться именно художественного направление промысла. Стали появляться более замысловатые декоративные изделия из глины, которые быстро нашли своих ценителей.

 

Декоративные глиняные предметы были очень популярны среди гостей города. Они хорошо продавались и в других городах, многие скупались иностранцами и увозились за границу. Во всех крупных музеях были выставлены образцы скопинской керамики. Еще в начале XX века изделия скопинских мастеров принимали участие во всевозможных выставках, не единожды получая награду в качестве признания. В основном они были предназначены для праздничного украшения интерьеров, а не для повседневного использования.

 

Несмотря на стремление развиваться и поиск новых идей, большинство гончаров придерживались старинной традиции в изготовлении изделий. Они брали несколько кусков глины, соединяя их на гончарном круге между собой с помощью жидкой глины-шликера. Это было их отличительной чертой, в то время как многие выполняли предмет полностью, из цельного куска глины. При этом мастера не боялись экспериментировать в исполнении затейливых фигур из глины. Для скопинской керамики характерно наличие лепнины в виде птиц, рыб и животных. Сюжеты в них настолько разнообразны, что там находилось место и для сказочных героев.

 

Узоры были представлены в виде цветов и растений, а также разнообразных геометрических фигур. Часто наносились на еще сырую глину насечки и оттиски. Глазурь могла быть цвета охры, малахита и вишневого оттенка. Мастера стремились показать свое умение сочетать разные цвета. При этом допускалось использование рисунков, что служило дополнительным украшением.

 

Спад в скопинском гончарном художественном промысле наблюдается в начале XX века. Это связано со сложным периодом Первой мировой войны, когда многие мастера были призваны на военную службу. На протяжении нескольких последующих лет наблюдалось затухание гончарного дела. Примерно в 30-х годы стали вновь появляться мастера, пытавшиеся следовать былым традициям и возродить гончарный художественный промысел. Но в этот период еще не удалось достичь былого успеха. Только в середине столетия наконец-то появились люди, которые по-настоящему воодушевились идеей воссоздания скопинской керамики. В 50-60-е годы подключились научные работники Института народно-художественных промыслов. Так гончарная традиция вновь стала развиваться, получила новое дыхание, и в Скопин потянулась талантливая молодежь.

 

Со временем у каждого гончара появились излюбленные приемы, благодаря чему их произведения стали носить индивидуальные черты. Работы таких мастеров как М.М. Пеленкина, Н. К. Насоновой, А. И. Рожко и других нельзя спутать. Каждый из них обладает уникальным способом исполнения скопинской керамики.

 

В скопинской керамике всегда чувствовалось особое настроение и любовь к своему делу. В каждом предмете - мастерство его автора и приверженность традициям.

 

По сей день существует Скопинская фабрика художественной керамики, где трудятся художники и настоящие профессионалы гончарного ремесла. Широкий ассортимент изделий поражает воображение, среди них вы можете увидеть вазы, подсвечники, посуду, кувшины и т. д. Мастера щепетильно относятся к опыту предыдущих поколений, поэтому до сих пор сохранена технология изготовления глиняных изделий, по которой работали гончары XIX века. Все так же глиняная посуда подвергается первичному и вторичному обжигу и декорируется ещё в сыром виде.

 

Несмотря на то, что сегодняшние скопинские изделия воспринимаются более как интерьерная декорация, все они вполне рабочие. Увеличению размеров способствовала современная выставочная деятельность. Мастера хотели, чтоб их работы выглядели эффектно и презентабельно. Этот новый виток в развитии скопинского гончарного дела вселяет уверенность в то, что традиции скопинского гончарного художественного промысла не будут потеряны, а смогут ещё долго радовать ценителей прекрасными декоративными изделиями.

 

 

 

ЗЕМЛЯКИ

Иван Сергеевич Гагин

Архитектор, историк, археолог, механик, изобретатель и топограф. Проекты Гагина сформировали неповторимо живописный облик города Касимова, сохранившийся и по сей день.

Сергей Александрович Есенин

Знаменитый русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, в более позднем периоде творчества тяготел к имажинизму. В его произведениях находили отражения социал-демократические идеи, образы революции, родины, деревни, природы, любви и поиска счастья.