Модест Петрович Мусоргский

21/03/2023 11:11 Модест Петрович Мусоргский

Автор: На фото: работа И. Е. Репина. Портрет композитора М. П. Мусоргского

Модест Петрович Мусоргский - выдающийся русский композитор, член «Могучей кучки», драматург, создатель жанра психологической народной музыкальной драмы.

 

Модест Петрович происходил из старинного рода Мусоргских, представителей смоленской ветви Рюриковичей. Он родился 21 марта 1839 года. Детство прошло в имении родителей, в селе Карево Псковской губернии. Там Модест вместе с братом Филаретом получил домашнее образование и затем поступил в училище Петришуле, но потом перешел в Школу гвардейских подпрапорщиков, а затем и в лейб-гвардейский Преображенский полк.

 

Однако встреча с А.С. Даргомыжским и М.А. Балакиревым бесповоротно меняет его жизнь. Будущий композитор решает всерьёз заняться музыкой и бросает военную службу. Он пишет: «Соединить военную службу с искусством - дело мудреное».

 

К музыке Мусоргского тянуло ещё с детства. Няня рассказывала ему удивительные сказки, а он под их впечатлением импровизировал на фортепиано.

 

Работу над крупной формой Мусоргский начал с музыки к трагедии Софокла «Эдип», но не окончил её. Следующие большие замыслы - оперы по роману Флобера «Саламбо» и на сюжет «Женитьбы» Гоголя.

 

Летом 1868 года Мусоргский жил в селе Шилово Тульской губернии (ныне территория г. Ясногорска), куда переселилась семья его брата Филарета. Здесь композитор сочинил первый и единственный акт «Женитьбы», ставший уникальным примером воплощения полного прозаического авторского текста в музыке. Типажами послужили крестьяне Тульской губернии. «Подмечаю баб характерных и мужиков типичных... Частицу того, что дала мне жизнь, я изобразил для милых мне людей в музыкальных образах...» – писал композитор.

 

Мусоргский поставил перед собой сверхсложную задачу – передать музыкой весь одноименный текст комедийной пьесы Гоголя. Музыкальная интонация должна была обрести зримость, подобно интонации в игре драматического актера. «Моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах». Этот смелый шаг он делает, последовав примеру своего «учителя великой правды», уроженца Тульского края Александра Сергеевича Даргомыжского.

 

На титульном листе будущего сочинения Мусоргский выведет: «Опыт драматической музыки в прозе». На первых страницах нотных набросков Мусоргский делает пометку: «Начал писать во вторник 11-го Июня 68 г. в Петербурге. Окончил действие во вторник 8-го июля 68г. в Тульской деревне Шилово. М. Мусоргский».

 

Осенью композитор возвращается в Петербург и с легкостью работает над клавиром, чтобы продемонстрировать друзьям. Все вокальные партии Мусоргский исполняет самостоятельно. Все были поражены задачей, восхищались речитативными фразами и недоумевали перед некоторыми аккордами, противоречащими правилам гармонии.

 

Однако по окончании первого акта «Женитьба» была оставлена композитором, уступив место грандиозному замыслу – опере «Борис Годунов» по одноимённой трагедии А. С. Пушкина. Эту работу Мусоргский довёл до конца. Премьера состоялась на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874 году.

 

Тем временем композитор задумал народную музыкальную драму «Хованщина» и комическую оперу на гоголевский сюжет «Сорочинской ярмарки». Но при жизни Мусоргского «Хованщина» не издавалась и не ставилась, а для «Сорочинской ярмарки» он сочинил только два первых акта. Слишком мучительным было непонимание его творчества в официальной академической среде, как, например, в Мариинском театре, руководимом тогда иностранцами и сочувствовавшими западной оперной моде соотечественниками.

 

В 1870-е годы Мусоргский болезненно переживал развал «Могучей кучки», он воспринял это как малодушие и даже измену русской идее.

 

Одно из последних публичных выступлений Мусоргского состоялось на вечере памяти Ф. М. Достоевского в Петербурге, 4 февраля 1881 года. Композитор сел за рояль и сымпровизировал похоронный колокольный звон.

 

Модест Петрович Мусоргский умер 28 марта 1881 года. За несколько дней до смерти Илья Репин написал единственный прижизненный портрет композитора.

 

Опыт Модеста Петровича Мусоргского будут широко использовать композиторы XX века. И.Ф. Скрябин и С.С. Прокофьев полностью отрекутся от оперных традиций, сочиняя музыку на нерифмованный текст. Речитативная опера станет явлением частым и даже обыкновенным.