Романовская глиняная игрушка

23/09/2022 11:33 Фото: Липецкий центр романовской игрушки

Романовская глиняная игрушка давно стала визитной карточкой Липецкой области. Она появилась раньше областного центра, а ее название отсылает к царской династии.

 

Город-крепость Романов был основан в 1614 году боярином Иваном Никитичем Романовым. XVII век также принято считать временем, когда появились первые игрушки из глины. Находки, сделанные археологами, говорят именно об этом периоде. Глина в этих местах залегает разного цвета, что позволило создавать изделия самые разнообразные по своему внешнему виду. Быстро увеличившееся население способствовало расцвету этих мест. Гончары делали до 70 видов посуды и 100 образов игрушки.

 

Изначально в качестве игрушек делались различные свистульки в виде домашних животных и птиц, их очень хорошо раскупали на ярмарках. Затем появились изделия, изображавшие человека в образе барышень, офицеров, бояр и т. д.

 

Новый виток в развитии романовской игрушки пришелся на XIX век, когда местные земли стали популярны среди отдыхающих из столицы. Игрушки стали заметно ярче, появились новые образы, которые отвечали запросу современников. Романовские игрушки постепенно превратились в декоративные сувениры, которые каждый из приезжающих стремился увезти домой. Помимо ярких красок мастера начали использовать в качестве украшения дополнительные детали. Так в образе офицера появились погоны и ордена, а барышни предстали в замысловатых шляпках. Теперь они все больше стали походить на статуэтки из фарфора, очень популярные в те времена. Изящество линий отмечали все ценители, что ещё больше вдохновляло мастеров на совершенствование своих умений.

 

Для романовской глиняной игрушки характерно наличие лепнины и насечек. В основном изделия раскрашиваются двумя-тремя цветами, иногда они покрывались глазурью. Фигурки в большинстве своем имеют небольшой размер и довольно просты на первый взгляд. Но среди односложных игрушек встречаются композиции, включающие в себя сразу несколько героев. Например, в тройке видна целая история с лошадьми и людьми, весело мчащихся в повозке. Особенно интересно то, что нет абсолютно одинаковых игрушек. У каждой свой уникальный характер и исполнение.

 

Отдельное внимание заслуживает игрушка «Романушка» - женский образ, олицетворяющий хранительницу домашнего очага. Её обычно изображают в свадебном наряде с головным убором. В руках она часто держит детей, а отдельные детали её одежды символизируют плодородие. Украшение на груди означает капли дождя, а линии на подоле платья наполненную живительной влагой землю.

 

Главными ценителями романовских свистулек всегда были дети. Они во все времена с радостью брали яркие глиняные фигурки, которые издавали веселый свист. В современном обществе через подобные предметы легко познакомить ребенка с культурой и рассказать о гончарном ремесле. Даже самым маленьким будет интересно поиграть с таким изделиями. Некоторые родители устраивают целые представления с участием героев из сказок, а предметами им служат глиняные игрушки. В романовских игрушках нетрудно найти разнообразных героев для импровизированного представления.

 

В архивных документах 1902 года есть запись о том, что «в Тамбовской губ. наиболее известна Романовская волость Липецкаго у., где имеется до 600 кустарей, занятыхъ приготовленiемъ глиняныхъ горшковъ и игрушекъ». Причем игрушечный помысел считался более престижным. К тем временам относится фраза: «мы горшками рук не марали».

 

Романовская глиняная игрушка была популярна не только на ярмарках, она была представлена на выставках в разных городах России, и в некоторых других странах. В XX веке романовскими игрушками заинтересовались краеведы, они стали пополнять музей образцами этого народного творчества.

 

Обилие разнообразных сюжетов делает романовскую игрушку уникальной, при этом гончарам удаётся сохранить её самобытность. Узнаваемость романовской игрушке придают тонкие линии и мелкие, тщательно проработанные детали. В сочетании с яркими красками игрушки, несомненно, привлекают много внимания.

 

В первой половине прошлого столетия наблюдался резкий спад в гончарном промысле. Это объяснятся геополитическими событиями, которые повлияли на ослабление интереса к народному творчеству в силу объективных причин. С годами город был преобразован в село с названием Ленино. Игрушку перестали лепить на продажу в середине ХХ века. Однако во все времена находились энтузиасты, стремившиеся не только быть продолжателями традиций, но привносить в творческий процесс нечто новое. Среди известных мастеров были отец и сын Иван Павлович и Василий Иванович Митины, Иван Федорович Гункин и Виктор Васильевич Маркин. В. В. Маркину принадлежит идея создания нового образа птицы Сирин. Сирин означает райскую птицу счастья, спускающуюся изредка на землю к людям. Она поёт песни подобно морским сиренам, и эти песни могут быть опасны для человека. Сирин – это понятный мифический герой родом из древнерусских легенд. Благодаря Виктору Васильевичу современные мастера стараются представить в своем творчестве эту птицу. Этим выдающимся мастером был основан Центр романовской игрушки в Троицком селе.

 

Сейчас мастера с готовностью могут показать основные приемы по изготовлению игрушек и научить самостоятельно сделать какую-нибудь простую игрушку. Веселое настроение прослеживается почти во всех игрушках романовских мастеров. Некоторые композиции носят явно шуточный характер, чтобы порадовать и посмешить зрителя.

 

ЗЕМЛЯКИ

Степан Дмитриевич Нечаев

Первый исследователь Куликова поля и организатор народного образования в Тульской губернии, бывший декабрист, обер-прокурор Синода.

Евгений Иванович Замятин

Писатель, публицист и литературный критик, киносценарист. Автор антиутопии «Мы», вдохновивший Дж. Оруэлла на написание знаменитого произведения «1984».