Лоскутное шитье

29/09/2022 12:00 Фото: ethnomuseum.ru

Лоскутное шитье хочется разглядывать и всматриваться в его детали. Среди рукодельниц это занятие неизменно пользуется популярностью. Многие таким образом создают предметы для домашнего интерьера, которые радуют глаз всем окружающим.

 

О лоскутном шитье, как о виде рукоделия на территории России стали говорить в XVIII веке. Почему именно в этот период лоскутное шитье стало распространяться, объясняется появление тканей, которые производились на фабриках. Технической особенностью был размер полотна, он был значительно больше тех полотен, которые изготавливали вручную. На прядильном станке получались полотна ткани шириной всего в 40 см. После того, как из них шили одежду, не оставалось никаких лоскутков, пригодных для дальнейшего использования. К тому же сам процесс был настолько трудоемким, что старались использовать весь материал с максимальной пользой. Пустить полотно на лоскутки было непозволительной роскошью. Материалы, которые изготавливали на фабриках, были не такими прочными и плотными, но зато их можно было легко применить для других нужд. 

 

Лоскутным шитьем сначала в основном занимались старообрядцы. В качестве материала использовались куски ткани, оставшиеся от более крупных полотен фабричного производства. Позднее лоскутное шитье распространилось среди крестьян. Они мастерили из кусочков ткани всевозможные коврики, одеяла и дорожки. Из дорогостоящих полотен шили одежду, а остатки старались не выбрасывать. Самые мелкие кусочки у мастериц сшивались в единое полотно. Оставшиеся куски часто брали для подшивания существующей одежды. Например, с их помощью удлиняли детскую одежду или украшали рукав и оплечья.

 

Красиво сшитое узорчатое одеяло скоро стало неотъемлемым атрибутом в крестьянском доме. Интерьер крестьянской избы также составляли лоскутные полотенца ручной работы и коврики. В лоскутном шитье наблюдались четкие композиции, подчинявшиеся определенным законам. Геометрия в построении лоскутков и объединение их в единый узор имеет схожесть с другим традиционным искусством – мозаикой. Подобно мозаике куски ткани выкладывались согласно задумке автора. Наиболее распространенными являются узоры в виде квадратов, треугольников и прямоугольников.

 

Если в начале сшивание остатков ткани носило больше практичный характер, то со временем это превратилось в особый вид искусства. Для того чтобы воплотить идею в жизнь могли специально для этого закупать необходимый материал. Позднее появились некоторые особые алгоритмы, следуя которым получалось изделие, выполненное в строгой последовательности соединения составных частей.

 

Существует несколько техник лоскутного шитья, каждая из которых обладает своими особенностями.

 

«Русский квадрат» — это известная техника, достаточно сложная в исполнении. Основой её является квадрат, состоящий из нескольких собранных вместе элементов, включающих треугольники и прямоугольные полоски.

 

В технике «быстрые квадраты» работать чуть проще, этот орнамент не настолько сложен, но все-таки он довольно занимателен. Композиция состоит из сшитых в определенной последовательности квадратов одинакового размера.

 

Подобно «русскому квадрату» собирается полотно в технике «полоска к полоске». Она интересна тем, что из полосок ткани можно собрать разнообразные геометрические фигуры. Иногда основной орнамент выглядит как зигзаг, в другой работе он может появляться в виде ромба.

 

Техника «лоскутные уголки» тоже не так проста, как может показаться. «Уголки» получают при складывании кусочков из ткани, потом их сшивают в полосы, которые объединяют в единое лоскутное полотно.

 

Еще одна техника лоскутного шитья называется «акварель». В ней собираются квадраты по принципу соответствия нужной цветовой гамме. Квадраты складываются от более темных оттенков к более светлым. При этом они могут быть с абсолютно разными рисунками и принтами. Важно соблюсти условие, чтобы они подходили друг к другу по цвету.

 

Стиль «бревенчатая изба» напоминает спираль, только лоскутки здесь идут друг за другом вокруг основы – квадрата, располагающегося в центре. В конечном итоге получается сшить разные детали из прямоугольников и полос в один большой квадрат. Таких собранных квадратов может быть несколько или он будет один, в зависимости от идеи автора.

 

«Ляпочиха» - техника, зародившаяся на просторах нашей Родины. Она очень отличается от описанных выше методов создания лоскутного шитья. В этой технике полотно получается объёмным и как будто подвижным. Небольшие нарезанные куски ткани, преимущественно трикотаж, складываются в «трубочки», пришитые к основе в самом центре. Получившийся рисунок интересно не только разглядывать, но и потрогать.

 

Насчитывается много разных техник. Примечательно, что у каждого географического региона имеются свои названия и нюансы в исполнении.

 

В начале ХХ века интерес к лоскутному шитью в рядах творческой интеллигенции нашей страны вырос. Художники в своих картинах стали обращаться к этому виду искусства, отображая характерную мозаичность в рисунке. Лоскутное шитье до сих пор довольно популярно в разных проявлениях. В предметах интерьера и в одежде часто можно увидеть современное решение использования кусочков ткани для оформления конечного образа. Нередки и мастер-классы, где можно обучиться азам наиболее известных техник.

 

 

ЗЕМЛЯКИ

Владимир Семенович Высоцкий

Легенда авторской музыки, актер театра и кино, Владимир Высоцкий был кумиром миллионов. Он ушел слишком рано… Легенды о том, что Владимир Высоцкий в середине 60-х годов посещал тот и иной город, чтобы спеть на чьей-то прокуренной кухне, не первое десятилетие гуляют по всей стране.

Князь Иван Иванович Молодой

В русских сказках частым героем выступает Иван Царевич, смелый и отважный персонаж. Исследователи полагают, что его прототипом был князь Иван Иванович Молодой - сын великого князя Московского Ивана III Васильевича.