«Бабы тульские» представлены в Новом Иерусалиме

16/10/2022 12:00 «Бабы тульские» представлены в Новом Иерусалиме

© Виноградов С. А. Бабы тульские. 1889.

В экспозиции «Русское искусство. Церковное и светское искусство XVI — начала XX века» музея «Новый Иерусалим» представлена картина Сергея Виноградова «Бабы тульские».

 

Сергей Арсеньевич Виноградов - русский художник, график и живописец, действительный член Академии художеств. Родился в Костромской губернии. Девять лет учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у таких мастеров как Е. С. Сорокин, В. Е. Маковский, В. Д. Поленов, И. М. Прянишников. В 1888 году получил звание классного художника.

 

В экспозиционном каталоге отмечено, что «Бабы тульские» - одна из первых жанровых картин Виноградова. В начале своего творческого пути художник писал только пейзажи. В 1880-х годах увлёкся импрессионизмом. Во многих его работах того времени прослеживаются черты этого направления - отдельные мазки вместо контурной рисовки, герои расположены так, что вокруг них остаётся много пространства.

 

Картина «Бабы тульские» датируется 1889 годом. На ней Сергей Виноградов изобразил двух деревенских женщин, занятых разговором около сарая. Художник почти с этнографической точностью запечатлел на героинях национальные костюмы, характерные для южных деревень России. Обе одеты в понёвы - традиционные домотканые шерстяные юбки.

 

Раньше понёва в русских деревнях была не просто одеждой, она показывала статус хозяйки. В деревнях даже существовал обряд её надевания, который говорил о том, что девушка готова к замужеству. Обычно понёвы женщины шили себе сами: они брали несколько кусков ткани разного цвета и соединяли их. Особое внимание мастерицы уделяли отделке, потому что каждый элемент имел своё значение. По клеткам на юбке можно было определить губернию, уезд и деревню, из которой приехала женщина. Количество клеток, узор и цвет вышивки говорили даже о возрасте её обладательницы.

 

У одной из женщин на голове платок, у другой – традиционные головной убор замужних женщин, который называется «сорока». Он был широко распространен в центральной России. Сорока была самым богатым из женских головных уборов, поэтому носили ее не только крестьянки.

 

Большую роль в картине Сергей Виноградов отвёл свету и цвету. Он написал фигуры женщин и пейзаж в общей тёплой гамме - таким приёмом он словно объединил их. Автор в импрессионистской манере не прорисовывал контур единой чёткой линией, а заменил его мелкими отдельными мазками.

 

Виноградов С. А. Автопортрет

 

Сергей Виноградов получил признание ещё при жизни, хорошо зарабатывал. «Европеец с ног до головы – не только в его внешности, но и во всей сущности, начиная от взглядов на искусство и кончая тем, что и как он писал», – так отзывались о художнике друзья и знакомые.

 

Во время революции 1917 года Виноградов пытался подстроиться под новую реальность и даже участвовал в оформлении Кремля к первой годовщине революции. Но стать частью новой художественной элиты ему так и не удалось: господствующий в живописи конструктивизм Виноградов не принимал. Тогда Виноградов занялся организацией выставки русского искусства в Нью-Йорке. С экспозиционными целями он проехал по нескольким городам США и Канады. В послереволюционную Россию Виноградов так и не вернулся. Он поселился в Риге, где снова вернулся к пейзажам и открыл собственную школу. В Латвии художник организовывал выставки своих работ и картин своих учеников.

 

Виноградов С. А. Старая Рига. 1924.

 

Умер Сергей Виноградов в 1938 году. Его творческое наследие разлетелось по нескольким музеям. Большая персональная выставка Сергея Виноградова была организована весной 2021 года в Музее Русского Импрессионизма.