Холуйская лаковая миниатюра

19/10/2022 16:03 Фото: bigenic.ru

Холуйская лаковая миниатюра относится народным художественным промыслам, которыми можно бесконечно восхищаться и гордиться. 

 

Промысел получил название по месту, где начинали свою работу над лаковыми миниатюрами художники-иконописцы, по селу Холуй на территории нынешней Ивановской области.  Несмотря на относительную молодость холуйской лаковой миниатюры, ведь первые работы в таком виде начали создавать только с 1934 года, она по праву стоит в одном ряду с другими народными художественными промыслами.

 

Изначально в селе Холуй развивалась иконопись во многом благодаря известному поручению архимандрита Троице-Сергиевой лавры в XVII веке. Он велел обучить иконописи наиболее способных детей. Поэтому, исходя из сохранившихся документальных сведений, можно смело заявить о формировании в этот период одного из центров иконописи.

 

Постепенно слава о холуйских мастерах распространилась настолько, что их стали приглашать для украшения храмов в разных городах. Иконы, выполненные холуйскими мастерами, пользовались большим успехом, их заказывали в Сербии, Болгарии и Македонии, не говоря уже об отечественных покупателях. Для них был характерен четкий и понятный стиль, отличавший эти работы от произведений других живописцев. Лаконичность и глубокая связь с традициями просматривалась в каждом изделии.

 

Однако со временем многие стали замечать, что увеличение количества икон идет в разрез с качеством. Все большее возмущение это вызывало среди художников, которые стремились демонстрировать свое мастерство в лучшем виде. Дабы не потерять уникальное наследие холуйской иконописи было решено открыть рисовальные классы, где будущие мастера получали необходимые знания и знакомились с тонкостями иконописной живописи. Постепенно в классах стали давать более глубокие познания, касающиеся живописи в целом.

 

К сожалению, после революции иконопись была запрещена. Художникам необходимо было найти иной путь для выражения своего творческого потенциала и сохранения уникального опыта. До 1934 года, когда появились первые холуйские лаковые миниатюры, было немало работ, выполненных в виде росписи по дереву. В организованной артели художниками выполнялись росписи деревянных изделий. Это могли быть доски, шкатулки, пасхальные яйца и многое другое. Но во всем этом многообразии не наблюдалось единого стиля, объединявшего все работы. Хотя уже тогда были видны основные отличительные черты. Например, было решено, что в качестве основного фона будут использоваться темные цвета. В начале 30-х годов ХХ века некоторых художников вдохновил опыт коллег из Палеха, где на тот момент с успехом создавались шедевры палехской лаковой миниатюры.

 

Холуйским мастерам предстоял трудный путь. Они искали нечто, способное выделить их творчество среди других подобных произведений. В ходе множества споров в конечном итоге холуйская лаковая миниатюра предстала в том виде, который стал узнаваем и любим многими. Родоначальниками холуйской школы лаковой миниатюры считают К. В. Костерина, С. А. Мокина и В. Д. Пузанова-Молёва. Их работы были оценены по достоинству на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке.

 

Специалисты выделяют ряд особенностей, которые делают холуйскую лаковую миниатюру отличной от других школ. Независимо от основной идеи, образ человека всегда хорошо прорисован. В каждом изображении всегда можно понять характер героя. Фигуры людей чаще имеют большую выразительность и занимают центральное место в сюжете в отличие от остальных объектов общей композиции. В качестве сюжетов часто используются сказочные персонажи и древнерусские пейзажи. Что касается цветовой гаммы, то на традиционном темном фоне с помощью синих, зеленых, красных оттенков создаются удивительные композиции. Золотой цвет виден только в изображении церковных куполов, звезд и т. п., а также в орнаменте, как заключительном этапе росписи. В современных работах заметен возврат к более традиционным для иконописи сюжетам, чувствуется возрождение забытых тем, которые долгое время были запрещены.

 

Несмотря на довольно большое количество создаваемых мастерами изделий, все они выполняются вручную. Также сохранилась традиция в использовании темперных красок и способах их нанесения. Чтобы получить в итоге готовый предмет, олицетворяющий знаменитую на весь мир холуйскую лаковую миниатюру, нужно провести довольно большую работу. Все начинается с прессовки высококачественного картона и заканчивается непосредственно работой самого художника, в которой имеется множество этапов.

 

Во второй половине ХХ века холуйская лаковая миниатюра получила новый виток в развитии. После того как производство было организовано на базе фабрики, спрос на изделия начал возрастать. Начали поступать заказы из США, Бельгии, Франции и т. д. В настоящее время любой может приобрести столь значимый для нашей культуры предмет народного художественного промысла.

 

 

ЗЕМЛЯКИ

Натали Саррот (Наталья Ильинична Черняк)

Французская писательница, родоначальница «антиромана» (или «нового романа»), адвокат. Родилась летом 1900 года в Иваново-Вознесенске.

Дмитрий Андреевич Фурманов

Советский писатель-прозаик, революционер, военный и политический деятель. Наибольшую известность из литературного наследия Фурманова получил роман «Чапаев».