Большой древнегреческий вояж. В Тульском филиале ГИМа открылась выставка античных ваз

02/11/2022 14:35 Большой древнегреческий вояж. В Тульском филиале ГИМа открылась выставка античных ваз

Автор:

За десятки столетий до рождества Христова в Афинах возник крупный центр гончарного производства. Работавшие с глиной мастера занимали целый квартал, который назывался Керамикос. Отсюда и пошло привычное нам название глиняных изделий – керамика. По мнению специалистов, осколки сосудов, выброшенных или захороненных в первом тысячелетии до нашей эры, являются лучшим доступным руководством для понимания повседневной жизни и мышления древних греков. Ведь эллинское наследие – это базис, на котором развивалась вся мировая культура, том числе и культура нашей страны.

 

Античность – феномен и притягательная загадка для тысяч исследователей. Погрузиться в атмосферу древней эстетики теперь могут и туляки. В тульском филиале Государственного исторического музея открылась выставка «Античные вазы».

 

В оружейную столицу привезли более 60 экспонатов из собрания ГИМа. В Туле музейные предметы такого порядка представляются впервые. Встреча с ними не просто погружает в древний мир, артефакты создают атмосферу мифов о всемогущих богах Олимпа и об отважных героях.

 

Муза! Поведай певцу о делах многозлатной Киприды!

Сладкое в душах богов вожделенье она пробудила,

Власти своей племена подчинила людей земнородных,

В небе высоком летающих птиц и зверей всевозможных,

Скольким из них ни дает пропитанье земля или море.

(Гомеровы гимны. К Афродите)

 

Кипр – родина богини красоты и любви Афродиты. Именно на этом острове были найдены самые древние экспонаты, представленные на выставке. Сосуд в виде двух соединенных между собой сфер датируется 1800-1600 гг. до нашей эры.

 

 

Радуйся много, богиня, прекрасного Кипра царица!

Песню начавши с тебя, приступаю к другому я гимну.

 

Фонд античных ваз ГИМа начал формироваться 150 лет назад - с момента создания Исторического музея. Деятельное участие в этом процессе принимал Алексей Александрович Бобринский – праправнук Екатерины Второй и ее фаворита Григория Орлова. С 1886 по 1917 год он был председателем Императорской археологической комиссии и членом различных зарубежных археологических обществ. Также, Бобринский проводил археологические раскопки близ Керчи, в 1905 году издал работу «Херсонес Таврический». Часть его материалов попала в Исторический музей. Один из таких артефактов – ойнохоя чернофигурная с изображением Геракла, борющегося с критским быком.

 

Ойнохоя - древнегреческий кувшин с одной ручкой и широким раструбом устья, завершающимся тремя сливами. Сосуд предназначался для разливания вина за пиршественным столом. Остроумная конструкция устья позволяла виночерпию, слегка меняя положение локтя и поворачивая кисть руки, разливать вино последовательно в три чаши.

 

- По своей стилистке и качеству это один из уникальнейших сосудов. Он датируется шестым веком до нашей эры. На вазе прекрасная роспись. Геракл, борющийся с критским быком - это абсолютно греческий мотив. В античные времена на территории Керчи располагался город Пантикапей, который являлся столицей всех наших северно-причерноморских территорий. Его населением были греки. Они поддерживали традиции своей родины и поклонялись тем же богам. У нас много экспонатов, на которых можно увидеть представителей древнегреческого пантеона. Древнегреческий полис просуществовал почти тысячелетие - до гуннского нашествия в третьем веке нашей эры, - рассказывают кураторы выставки Денис Журавлев и Георгий Ломтадзе - кандидаты исторических наук, хранители фонда и специалисты в области античной археологии и истории Северного Причерноморья и Средиземноморья.

 

Критский бык - древнегреческий миф о седьмом подвиге Геракла. Он гласит, что на острове Крит сеял разрушения бешеный бык царя Миноса. Геракл укротил волшебное животное по приказу микенского царя и приплыл на нем в Пелопоннес. Усмирение быка героем стало символом торжества справедливости.

 

 

«Сын Зевса, Дионис, я - у фиванцев.

Здесь некогда Семела, Кадма дочь,

Меня на свет безвременно явила,

Огнем Зевесовой грозы поражена.

Из бога став по виду человеком,

Я подхожу к струям родимых рек.

Вот матери моей сожженной память

У самого дворца обломки дома

Еще курятся, - в них еще живет

Огонь небесный, Геры горделивой

На мать мою неугасимый гнев...»

(Еврипид. «Вакханки», пер. Анненского)

 

Еще один керченский экспонат V-VI веков до нашей эры, лекиф, отправляет посетителей в Фивы. На сосуде изображен сфинкс, которого Гера наслала на Фивы за прегрешения отца Эдипа, царя Лая. Чудовище с телом льва задавало всем свою знаменитую загадку:

«Есть существо на земле: и двуногим, и четвероногим

Может являться оно, и трехногим, храня свое имя.

Нет ему равного в этом во всех животворных стихиях.

Все же заметь: чем больше опор его тело находит,

Тем в его собственных членах слабее движения сила».

 

Эдип понял, что речь идет о человеке, и сфинкс бросился в пропасть.

 

 

Я слышал, - но и виду

Не подал я, что слышу, проходя

У Камешков сегодня, знаешь, где

Старейшины сидят близ вод священных

Пирены. Кто-то говорил, что царь

Сбирается детей с Медеей вместе

Коринфского лишить приюта. Слух

Тот верен ли, не знаю: лучше б, если

Неверен был он.

(Еврипид. Медея)

 

Пост-историю предводителя аргонавтов посетителям «нашептывает» расписной арибалл с изображением двух грифонов и лебедя между ними. Он родом из Коринфа. По легенде, древний город был основан Сизифом - сыном бога повелителя ветров Эола. Никто во всей Греции не мог равняться по изворотливости ума с Сизифом. Говорят, благодаря своей хитрости он собрал неисчислимые богатства. Но и на самом деле жизнь в городе была очень дорогой. «Не всякому плавать в Коринф», - гласила древняя поговорка.

 

Сегодня сосуды из Коринфа, созданные около 570 года до нашей эры, бесценны, а что мы можем сказать об их изначальной стоимости?

 

- Эти сосуды были дешевыми. Перед нами, можно сказать, массовое производство. Конечно, были и роскошные вазы, которые расписывались известными художниками, но бытовали изделия и попроще. Эти сосуды стоили где-то обол – полтора. Сумма небольшая, примерно равная дневному заработку чернорабочего. Иными словами, позволить себе такую красоту мог практически каждый. Сосуды были доступны и использовались широко и повсеместно. Чернолаковое покрытие, роспись – это все подражание металлическим, серебряным изделиям, которыми пользовались богатые люди. Там роспись выполнялась золотом по серебру. Но перед нами неотъемлемая часть настоящей, не показной жизни обычных древних греков. Они использовали такие сосуды повсеместно, - продолжают свой рассказ кураторы.

 

 

- Не устаю благодарить ГИМ за разнообразие тематик выставочных проектов и возможность видеть в Туле уникальные экспонаты и высочайший уровень мероприятий. Но сегодня хотелось бы поздравить не только сотрудников ГИМа, но и их коллег из Государственного музея-заповедника «Куликово поле». Выставка «Античные вазы» расширила и созданное ими археологическое пространство, - отмечает министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина.

 

 

С античных раскопок начался путь в профессию нынешнего директора «Куликова поля» Владимира Гриценко.

- Надеюсь, для юных туляков эта выставка тоже сможет стать первым шагом в археологию. Коллекция интереснейшая. Античность хороша тем, что она предполагает рассматривание и внимательное, глубокое погружение в предмет. И экспозиционные витрины позволяют это сделать. Хотелось бы пожелать тулякам найти в этих сюжетах что-то интересное, романтичное, зовущее шагнуть в историю. Со своей же стороны мы всегда готовы помочь молодежи с выходом на большую научную дорогу, - говорит Владимир Гриценко.

 

 

 

По словам замдиректора по научно-просветительской работе ГИМа Екатерины Клюковой, фонд археологии – богатейшее и активно пополняемое собрание Исторического музея. Сотрудники занимаются раскопками и научной работой, но наиболее важен их труд, популяризирующий археологию. На период работы экспозиции в Туле запланирована обширная программа: экскурсии, лекции, встречи с представителями клубов исторической реконструкции, исследующими эпоху античности.