Елецкая рояльная гармоника

15/11/2022 13:25 Фото: Музей народных ремесел и промыслов в Ельце.

В 1880-е годы в городе Ельце (в те времена - Орловская губерния, ныне – Липецкая область) местные кустари создали первые гармоники, имеющие свои отличительные особенности.

 

К диатоническому ряду клавишей прибавился второй ряд - альтерированных звуков, образовалась хроматическая клавиатура органного типа. Во время игры инструмент держали на коленях. На правой стороне гармоники играли четырьмя пальцами, а на левой - пятью. Каждый инструмент мастера старались наполнить своим неповторимым звучанием.

 

В начале ХХ века в Ельце и окрестностях работало более 70 мастеров-кустарей, производивших рояльные гармони. Большую известность получили гармони братьев Черных. Старший - Георгий Алексеевич работал с 1895 года и быстро завоевал признание. В 1912 году к нему присоединился младший брат Иван. После революции братья основали музыкальную артель «Красная гармонь». На ней одновременно трудили несколько десятков человек.  Инструменты пользовались большим спросом. Их делали как на заказ, так и на продажу. Предприятие просуществовало порядка десяти лет.

 

До наших дней в Ельце сохранилась особая народная терминология, которой пользуются мастера. Она включает в себя названия деталей и приспособлений, а также технологических процессов. Сначала мастер делает изготавливал корпус (футляр), потом - мех, гриф (ручки), клавиши, затем резонаторные камеры (городушки), а за ними - и сами планки. Последний этап - сборка инструмента.

 

Для корпуса гармоники мастера подбирают лучшие породы древесины. Заготовка требовала годовой выдержки. Рамки «роялок» большинство мастеров делали из сосны, которая «не поводится, не кривится, да и гармонь звонче выходит». На грифы идет груша. Она хорошо шлифуется. Для клавиш самое лучшее - берёза и костяные пластины, которые сейчас заменили на более доступные пластмассовые. В основе меха – картон, сгибы и угла дополнительно укрепляются полосками дерматина и металлом. По мнению мастеров, самый ответственный и сложный этап в изготовлении инструмента - это подготовка язычков (голосов), их наклепка на планки и настройка.

 

Настройка инструментов производится мастерами на слух с помощью основного тона. Зачастую этот процесс проводится ночью, чтобы не мешали посторонние звуки. Теперь, мастера говорят: «Всё готово, теперь гармонь будем вязать». И начинается сборка инструмента.

 

У каждого мастера был и свой неповторимый образ гармоники, стиль в ее внешнем оформлении. Наиболее опытные включали в отделку элементы инкрустации. Важной отличительной чертой «роялок» считаются тонкие вертикальные прожилки белого цвета, располагающиеся с лицевой стороны каждого полукорпуса инструмента.

 

 

18 апреля 2013 года елецкое мастерство обрело новое дыхание. В этот день при Музее народных ремесел и промыслов открылась Мастерская по реконструкции и изготовлению елецких рояльных гармоник. Позже появился Центр Елецкой рояльной гармоники имени А. И. Матюхина - одного из лучших местных гармонистов ХХ века. Любовь к музыке он передал и сыну, и внукам.

 

По информации «Новостей Липецка», традиционные технологии изготовления елецкой рояльной гармоники и романовской игрушки включены в проект «Антология народной культуры», в которой отмечены в 100 объектов нематериального культурного наследия народов России.

 

 

ЗЕМЛЯКИ

Степан Дмитриевич Нечаев

Первый исследователь Куликова поля и организатор народного образования в Тульской губернии, бывший декабрист, обер-прокурор Синода.

Иосиф Васильевич Васильев

«Русский аббат в Париже» - так называли уроженца села Стрелец Долгоруковского района ныне Липецкой области, священнослужителя Иосифа Васильева, который долгое время возглавлял во Франции русскую православную миссию и построил первую за границей русскую православную церковь.