Сергей Иванович Танеев

25/11/2022 09:25

Сергей Иванович Танеев – композитор, пианист, педагог, музыкальный ученый и общественный деятель.

 

Сергей Танеев родился 13 (25) ноября 1856 года во Владимире и принадлежал к роду дворян, ведущему свою историю с XV века. С пяти лет учился игре на фортепиано. Когда мальчику исполнилось девять, семья переехала в Москву, и Танеев поступил вольнослушателем в только что открывшуюся консерваторию. Был любимым учеником П. И. Чайковского. Педагогом Танеева по классу фортепиано был Рубинштейн, который отмечал, что «Танеев принадлежит к числу весьма немногих избранных, он будет великолепный пианист и прекрасный композитор». В 1875 году Сергей Иванович стал первым выпускником Московской консерватории, получившим золоту. медаль.

 

Летом того же года Танеев отправился в образовательное путешествие в Афины и города Италии, с осени начал активно гастролировать по России.

 

В 1876 году Сергей Иванович впервые посетил Калугу. Потом неоднократно возвращался и поддерживал провинциальных музыкантов. Как сообщали «Калужские губернские ведомости» от 5 января 1885 года, «…в зале Дворянского собрания был дан профессорами Московской консерватории С.И. Танеевым и И.В. Гржимали и любительницею В.М. Жилинскою концерт в пользу Калужской музыкальной школы. Концерт этот как по его программе, так и по выдающемуся исполнению сопровождался блестящим успехом, и ему могла бы завидовать Москва. Зал Дворянского собрания был переполнен публикою, приветствовавшей исполнителей этого концерта при первом появлении их на эстраде громом рукоплесканий. Нечего говорить о всеобщем восторге, возбужденном исполнением каждого номера концерта. Это был настоящий праздник музыкального искусства». На следующий день московские гости устроили прослушивания учеников музыкальной школы, на которых давали необходимые профессиональные советы.

 

С 1878 по 1905 год Танеев преподавал в Московской консерватории: вел классы гармонии, инструментовки, фортепиано, композиции. Будучи убеждённым последователем классики, он предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития. В своих сочинениях Танеев тяготел к нравственно-философской проблематике. Он был одним из первых отечественных эсперантистов и даже написал несколько романсов на универсальном международном языке. Кроме того, Танеев стал в России уникальным учёным-музыковедом европейского масштаба, чьи работы по сей день не потеряли актуальность.

 

Танеев пользовался расположением Л. Н. Толстого и его жены Софьи Андреевны, был частым гостем в московском доме Толстых и проводил много времени в Ясной Поляне. Вместе с А.В. Гольденвейзером он записал на ноты вальс, сочиненный Львом Николаевичем. Долгое время хранившееся в памяти писателя музыкальное произведение было впервые занесено на бумагу 10 февраля 1906 года, когда гостивший в Ясной Поляне Танеев попросил Льва Николаевича сыграть свою композицию. Толстой согласился. В 1912 году Вальс фа мажор в нотной записи Танеева был опубликован в «Толстовском ежегоднике» и, таким образом, стал доступен для исследователей и исполнителей.

 

Лето 1895 года – на площадке около дома писателя в Ясной Поляне. Композитор С.И. Танеев сидит за столом между Львом Николаевичем и Софьей Андреевной Толстыми.

 

Все лето 1895 года Танеев провел в Ясной Поляне. Прощаясь в конце августа, Толстой сказал ему: «Мы с вами хорошо прожили лето; надеюсь, что и зиму будем видеться».

 

Но уже весной, 28 мая 1896 года, когда Танеев опять приехал в Ясную, Толстой записывает в дневнике: «Дома были... Танеев, который противен мне своей самодовольной нравственной и (смешно сказать) эстетической настоящей, не внешней тупостью и его coq de village’ным положением у нас в доме».

 

Впрочем, знаменитая своими высказываниями няня Сергея Ивановича, гостившая с ним в Ясной Поляне, великому писателю в острословии не уступала и говорила о Толстом: «Он такой умный, ну такой умный человек, что даже глупый».

 

В неизданной автобиографии «Моя жизнь» (1906 г.) Софья Андреевна писала, что значение Танеева в ее жизни состояло в том, что, живя в Ясной Поляне два лета, он благотворно действовал на нее своею музыкой. Горе, сердечная тоска куда-то уходили, и спокойная радость наполняла сердце. «Присутствие его имело на меня благотворное влияние, когда я начинала опять тосковать по Ваничке, плакать и терять энергию жизни. Иногда мне только стоило встретить Сергея Ивановича, послушать его бесстрастный, спокойный голос — и я успокаивалась... Это был гипноз, невольное, неизвестное совершенно ему воздействие на мою больную душу».

 

Но, говорят, дело было не только в музыке…

 

Из воспоминаний младшей дочери Толстого, Александры Львовны:

«Мама совсем ожила, она реже вспоминала Ваничку, помолодела и все декламировала стихи:

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...»

 

Любовь к С. И. Танееву отдалила Толстую не только от мужа, но и от детей. Дети осуждали мать. 21 июля 1897 г. Софья Андреевна записывает в дневнике: «Маша говорила мне, что Илья очень огорчается, что в Киеве у сестры Тани, и у Философовых, и везде говорят о моей привязанности к Сергею Ивановичу».

 

Л. Ф. Анненкова в 1913 г. так вспоминала об увлечении Софьи Андреевны Танеевым:

«Относительно Танеева Софья Андреевна говорила, что как жена она верна Льву Николаевичу, но в чувствах своих она свободна и что она не может заставить себя любить или не любить, и прямо признавалась, что любит Танеева. Где Танеев в концерте, там и она. Рядилась для него я не знаю как. Некоторое время она думала, что он ее любит, но потом убедилась, что нет. Он относился к ней весьма сдержанно, и видно было, что ему неловко. Лев Николаевич очень страдал, знаете, ну прямо ему за нее, просто как за человека, больно было. Ведь все тогда знали и говорили об этом».

 

Отношение его жены к Танееву Толстой считал «отвратительной гадостью». В конце 1890-х годов ревность Толстого стала причиной очередного разлада между супругами. В 1897 году в ответ на желание Софьи Андреевны поехать на репетицию к Танееву Толстой предложил супруге пять вариантов разрешения ситуации, одним из которых был развод.

 

3 июня 1897 года, по приглашению Софьи Андреевны, Танеев вновь приехал в Ясную Поляну. На другой же день Софьи Андреевны был «тяжелый разговор с Львом Николаевичем о Сергее Ивановиче». А через месяц Толстой узнал о новом, неожиданном для него приглашении Танеева в Ясную Поляну. И вновь резкий разговор.

 

В 1897 году записи в дневнике Толстого о его переживаниях, вызванных отношениями его жены к Танееву, прекращаются. 4 октября 1899 года Софья Андреевна записывает в дневнике: «Видела часто Сергея Ивановича... Лев Николаевич ревновать перестал. Какие романы, и в наши годы! Смешно».

 

Сам же Танеев никаких чувств кроме дружеских к Софье Андреевне не испытывал. Инициатива прекращения общения исходила от него же.

 

8 декабря 1910 года Сергей Иванович Танеев прислал Софье Андреевне письмо: «Смерть Льва Николаевича, вызвавшая скорбный отклик во всем мире, особенно чувствуется теми, кто, подобно мне, имел счастливую возможность находиться с ним в личном общении и непосредственно испытывать всю обаятельность его светлой личности».

 

Сам Сергей Иванович умер через пять лет - 6 (19) июня 1915 года. Весной от пришел пришёл простуженным на похороны своего ученика А. Н. Скрябина и получил осложнение. Простуда перешла в пневмонию. Танеев был похоронен в некрополе Донского монастыря в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. Личная жизнь музыканта не сложилась. Он не завел семьи и детей.

 

Сейчас имя Танеева носят Владимирский концертный зал, Научно-музыкальная библиотека Московской консерватории, Калужский музыкальный колледж и другие учреждения в нашей стране.

 

Мемориальная доска во Владимире

 

Источники:

Басинский П. В. Лев Толстой: Бегство из рая;

Гусев Н.Н. К истории семейной трагедии Толстого;

Музей истории развития музыкального образования (г.Калуга).

 

ЗЕМЛЯКИ

Игорь Марианович Яцунский

Советский учёный, один из создателей Первого искусственного спутника Земли. Принимал участие в обосновании возможности космического полета с человеком на борту.

Алиса Ивановна Аксенова

За 50 лет руководства Алиса Ивановна превратила Владимиро-Суздальский музей в одно из крупнейших музейных объединений страны, которое отвечает за сохранность 67 памятников архитектуры. Благодаря ее труду 8 памятников белокаменного зодчества вошли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.