Выставку «Купеческий портрет» в Туле открыла министр культуры РФ Ольга Любимова

28/11/2022 22:37

В тульском филиале Исторического музея открылась выставка «Купеческий портрет XVIII — начала XX века». В экспозиции представлено 48 уникальных полотен, раскрывающих живописную историю сословия от XVIII до начала ХХ века.

 

По словам директора Исторического музея Алексея Левыкина, каждая программа для тульского музея обсуждается отдельно. «Купеческий портрет XVIII - начала XX века» - седьмая по счету выставка с момента открытия музейного представительства в 2020 году.

 

В этот раз коллекция купеческих портретов позволяет не только насладиться художественным мастерством, но и проследить как менялся облик яркого для нашей страны сословия, внесшего вклад и в экономику, и культуру России.

 

Торжественное открытие выставки посетила министр культуры РФ Ольга Любимова.

 

- В Туле - не просто филиал, а полноценная часть ведущего музея страны. Его продолжение. Это обусловлено высочайшим уровнем экспонатов, которые представляют в городе. Уверена, новая экспозиция будет интересна и специалистам, людям глубоко просвещенным, и семейным посетителям с детьми, и школьникам, и молодежи. Именно об этом мы мечтали, создавая в Музейном квартале Тулы филиальную систему федеральных учреждений культуры. Сегодня перед нами разворачивается история края, страны, фантастических людей, меценатов… Это возможность вспомнить, что в нашей стране неравнодушные люди всегда помогали тем, кто нуждается в поддержке, - подчеркнула Ольга Любимова.

 

На рубеже XIX – ХХ веков многие наиболее успешные купцы щедро покровительствовали искусству, образованию и науке. Коллекционеры из купеческого сословия собрали великое множество самых разнообразных «древностей», не забывая и свои корни. В их числе – Петр Иванович Щукин. В 1905 году он подарил Историческому музею свыше 20 тысяч предметов: документов, картин, икон, костюмов, головных уборов. Некоторые экспонаты щукинского собрания ГИМ привезли в Тулу.

 

Выставка состоит из двух залов. Ее пространство сформировано по хронологическому принципу. В одном помещении представлены купеческие портреты конца XVIII - первой половины XIX века, которые зачастую создавались для семейных художественных галерей. Второй зал посвящен полотнам второй половины XIX - начала XX века.

 

 

История портретного жанра в России начинается с XVII века, но только через столетие появляются купеческие портреты.

 

- Портрет был делом дорогим, затратным, но богатые купцы могли себе позволить такую роскошь.  Однако третье сословие портретироваться не очень любило. Причина кроется в их старообрядческих истоках. Изображение ассоциировалось с иконами. Гоже ли смертному так возноситься? Поэтому купеческих портретов довольно не много, - рассказывает куратор выставки Наталия Аринич. – Богатство считалось благом, только если помогало служить Богу и ближним.

 

 

Чаще всего встречаются две линии купеческого портрета. Первая отражает дворянскую тенденцию портретирования, вторая ставит целью сохранение сословных черт - бороды, длиннополые одежды. Купцы стремились подчеркнуть свою занятость и благочестивость.

 

 

Купеческий портрет называют немногословной живописью. Его фон обычно не развит, главное в картине – изображаемое лицо. Зачастую у человека мог быть всего один атрибут, например, книга, указывающая на грамотность.

 

 

Особое явление – женский купеческий портрет. Поводом для его написания обычно становилось важное событие – свадьба или рождение ребенка. Женщины портретировались при полном параде, надевая свои лучшие украшения: на каждом пальчике по колечку. Купчихи демонстрировали их как достаток семьи и всего рода.

 

 

- Интересно, что даже в работах анонимных художников, не имевших академической выучки, мы обращаем внимание сколь тонко выписаны детали – кружева, украшения, аксессуары… Дело в том, что многие портретисты имели иконописную либо ювелирную школу.  Поэтому они умели передавать фактуру. Да, может быть, лица менее объемные, чем мы привыкли, скромней светотеневая работа. Но мы видим сколь тщательно купеческие портреты «отделаны». Для купеческого портрета характерен буквализм. Рисовали человека, как он есть, не приукрашивая. Его буквально списывали. К костюму отношение было таким же, - продолжает свой рассказ Наталия Аринич.

 

Живописные полотна из собрания ГИМа дополняют более 200 памятников: монеты, орденские знаки, костюмы и, конечно, великолепные украшения, которые и сегодня могут вдохновить дизайнеров на создание интересных образов.

 

 

Наряды купчих славились необычностью и богатством отделки. Так, роскошный кокошник с «шишками» был характерен для города Торопец в Псковской губернии. Его можно рассмотреть не только на портрете. Раритет конца XVIII века щедро украшен речным жемчугом и колотым перламутром. «Шишки» считались символом плодовитости, что и породило поговорку: «Сколько шишек, столько детишек».

 

 

Мужчины купцы тоже были не чужды красоты. Писатель и журналист М.И. Пыляев о модниках николаевского времени писал: «У одних на цепочках часов висели огромные печати, у других виднелись небольшие серьги в ушах». Аксессуары запечатлены на портрете купца с серьгой, который датируется 1840 годом.

 

 

Начиная с самой первой выставки, ГИМ ездит в Тулу со своими самоварами. В этот раз в экспозиции представлен водогрей, изготовленный на фабрике Николая Дементьевича Маликова. В начале XIX век она была крупнейшей в городе. Продукция отличалась «изяществом форм своих, добротой металла и несравненно противу всех чистой отделкой». Самовары Маликова могли украшать как купеческие, так и дворянские чайные столы.

 

 

Самоварную тему поддержал Тульский музей изобразительных искусств и предоставил на выставку портрет фабриканта Александра Степановича Батащева. В конце XIX века купец значится в числе благотворителей Московского зоосада. Он щедро жертвовал дома и усадьбы для нужд обездоленных и немощных. Создал дом трудолюбия, приют для слепых старцев, больницу для слепых, ночлежный дом, основал первый в России приют для слепых. За заслуги купца на благотворительном поприще городская Дума 9 сентября 1904 года присвоила ему звание Почетного гражданина г. Тулы.

 

 

Выставка «Купеческий портрет XVIII — начала XX века» предусматривает цикл кураторских экскурсий (ближайшая запланирована на 16 декабря) и другие специальные мероприятия: концерты, театрализованные представления, лекции.

 

 

ЗЕМЛЯКИ

Николай Никитич Добрынин

Тульский градоначальник-благотворитель, правивший городом оружейников почти четверть века. Это не только тульский, но и российский рекорд. На протяжении всего XIX столетия Добрынины находились в центре общественной жизни города.

Павел Петрович Третьяков

Гениальный конструктор стрелкового оружия и организатор оружейного производства, начальник Тульского Императора Петра Великого оружейного завода, первый руководитель тульского Конструкторского бюро приборостроения, генерал-майор (Российская империя).