Феномен Тарусы

22/12/2022 11:06 На фото: «Таруса». Василий Поленов

Райцентр Калужской области попал в сферу интересов Forbes. Документальный фильм «ТАРУСА — «копейки» от государства и миллиарды от местных «купцов»» снял лауреат премии «ТЭФИ-Капитал» Ярослав Бабушкин для проекта «Нефорбсы».

 

Укреплённое городище на месте Тарусы возникло в конце X века, к началу XIII века поселение преобразовалось в город. Первое упоминание в летописи о нем датируется 1246 годом. В XV веке Тарусское княжество присоединилось к Москве. Потеряв значение форпоста, город зажил тихой мирной жизнью.

 

В XIX веке обывательскую рутину всколыхнул Василий Поленов. Он считается первооткрывателем Тарусы для светской Москвы. На полученный за картину гонорар он построил красивый дом с видом на Тарусу. Творческая интеллигенция была заинтригована, и в эту, казалось бы, глушь потянулись любопытствующие гости, которые начали массово влюбляться в Тарусу.

 

К началу XX века Таруса обрела статус места силы. Небольшой город стал известен пейзажами Крымова и Поленова, стихотворениями Ахмадулиной и Цветаевой, прозой Паустовского. Их творчество – визитная карточка города. Тарусским воздухом дышали Антон Чехов, Александр Сумароков, Алексей Толстой, Николай Заболоцкий, Бэлла Ахмадулина, Андрей Тарковский, Иосиф Бродский, Святослав Рихтер…

 

Но сегодня Таруса может показаться типичным провинциальным городком с небольшим бюджетом. Что же могло привлечь Forbes?

 

***

 

Первый герой документального фильма - бизнесмен, меценат, коллекционер мозаики Исмаил Ахметов. Он живет в Тарусе и реализует здесь крупные культурные проекты. В развитие города им вложено более 20 миллионов долларов.

 

Исмаил Ахметов восстановил в Тарусе дом Творчества и открыл в нем детскую школу искусств. Город арендует помещение за символическую плату – 1 рубль в год. Открыл арт-кафе, отреставрировал фасад детской библиотеки и помогает местной больнице. Более 10 лет назад он выкупил бывшее здание клуба-столовой Дома отдыха им. Куйбышева, с советского времени лежавшее в руинах, реконструировал его в Дом литераторов и украсил уникальными мозаиками из своей коллекции. Теперь здесь проводятся концерты, выставки, творческие встречи с писателями, актерами и художниками.

 

- Зачем?

- Трудно объяснять. Это либо понятно, либо – нет. Мне показалось, что здесь мое место. Любой нормальный человек должен создавать прекрасное, служить людям. В этом высшая форма человеческого счастья. Нас так воспитывали. Для граждан Советского союза это было абсолютно нормально, - отвечает на вопрос журналиста Исмаил Ахметов.

 

Роскошная коллекция мозаик доступна для осмотра. Уникальное собрание насчитывает более 300 экспонатов. Это направление Исмаил Ахметов считает самым значимым в современном искусстве. Дом литераторов многими уже воспринимается как Музей современной мозаики. Такого нет нигде в мире.

 

«Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки…» - писал Паустовский

 

С ним абсолютно согласен выпускник Венецианской академии изящных искусств, знаменитый мастер-мозаичист Марко Бравура. Его золотые 10-метровые фонтаны украшают Бейрут и Равенну, залы музеев, фасады и интерьеры крупных банков. Бравура впервые приехал в Тарусу порядка 15 лет назад по приглашению Исмаила Ахметова. Итальянец влюбился в провинциальный город и остался здесь жить. Его мастерская находится в здании Дома литераторов. Художнику 73 года, но он полон творческих идей.

 

- Мне нравится Россия, нравятся русские люди. У меня здесь много друзей. Это очень красивое место. В любое время года. Лучшее для художника – иметь материалы и делать то, к чему лежит душа, - говорит Марко Бравура. Практически все созданные им шедевры остаются в Тарусе.

 

***

 

Переезд в Тарусу удивил друзей и близких выпускницы МГИМО успешного столичного дизайнера интерьера Евгении Ждановой. Количество ее премий, наград и удивительных работ растет с каждым днём, а она покупает в провинции старенький деревянный дом с заросшим садом…

 

- Что заставляет жить здесь?

- С Тарусой я познакомилась во время локдауна и осталась. У каждого человека должны быть ресурсы для восстановления внутреннего баланса. Для меня это Таруса, - говорит Евгения.

 

Купленный Евгенией дом имеет статус объекта культурного наследия. Некогда он принадлежал известному ботанику Николаю Ракицкому. В 1929 году ученый заложил вокруг своего дома экспериментальный сад-дендрарий. По сей день растут туя, кедр, татарский клен, амурская сирень… Деревья нехарактерные для Тарусы. Коллекция насчитывала 130 растений. Сегодня сохранилось порядка 20%. При жизни Ракицкого сад был точкой притяжения творческой интеллигенции. К нему в гости заходили Цветаевы, Поленовы, Максимилиан Волошин, Борис Пастернак и многие другие талантливые современники.

 

В 1963 году Ракицкий стал инициатором создания Тарусской картинной галереи и передал ей более 200 живописных работ, а также коллекцию старинного фарфора, стекла и кружева.

 

В доме Рацикого сохранилась печь облицованная традиционными калужскими изразцами. Когда Николай Петрович узнал, что на берегу Оки будут разрушать одну из бывших барских усадеб, он смог договориться и спасти от уничтожения раритеты конца XVIII века.

 

Реставрация мемориального дома и воссоздание сада – это затраты в десятки миллионов. Помогли президентские гранты. В уходящем году Дом Ракицкого превратился в музей и стал одним из популярных туристических мест.

 

***

 

В 2011 году двое московских архитекторов Марьяна Давыдова и Андрей Савин организовали в окрестностях Тарусы конный завод, чтобы разводить и выращивать лошадей знаменитой русской породы орловский рысак.

 

История создания орловского рысака началась в 1776 году. Граф Алексей Орлов-Чесменский мечтал соединить красоту, сухость и грацию арабских скакунов с массивностью, мощью и рысистыми способностями западноевропейских упряжных пород.

 

По словам Марьяны Давыдовой, орловский рысак – основатель беговой индустрии, Ferrari своего времени. Сейчас в Швеции и Финляндии бега - второй интерес после хоккея, а у нас традиция практически утрачена.

 

За десять лет работы тарусский завод Марьяны Давыдовой и Андрея Савина завоевал отличную репутацию. Здесь разводят и растят чемпионов. Каждая лошадка стоит порядка миллиона. Но вкладываются заводчики не только в бизнес.

 

«Тарусский купеческий клуб», в который входят предприниматели, занимается реализацией различных идей, направленных на улучшение качества жизни в городе. Первым проектом тарусских «купцов» стало благоустройство половины набережной в историческом центре. Потом в одном из самых оживленных тарусских дворов появилось мини-футбольное поле с искусственной травой и ограждением, а тарусский модульный памп-трек стал первым в Калужской области. Не первую зиму «купцы» принимают участие и в новогоднем украшении города.

 

Генеральный директор Ленфильма Федор Щербаков занимается созданием музея «Тарусские страницы». С 1954 года история его семьи связана с Тарусой. Этот факт лег в основу музейной концепции: Таруса – город семей.

 

«Именно семьи составили городской феномен», - уверен автор проекта.

 

Можно ли тарусский опыт распространить на всю Россию?

 

Герои документального затрудняются с ответом на этот вопрос. Они живут в Тарусе и обустраивают землю, с которой почувствовали родство. Уверены только в одном: Таруса – лучшее место, чтоб почувствовать широкую русскую душу.

 

 

Ранее мы рассказывали об эко-проекте проекте «ИзБутылки». В тарусской мастерской Виталия Кима из обычных стеклянных бутылки рождаются сказочные витражи, великолепные изразцы, художественные лампы и елочные игрушки. 

 

ЗЕМЛЯКИ

Валентин Дмитриевич Берестов

Русский советский писатель и переводчик, поэт-лирик. Мемуарист, пушкинист, исследователь. Почетный гражданин Калужской области.

Борис Константинович Зайцев

Последний приют русских эмигрантов - кладбище Сент-Женевьев-де-Буа во Франции. Один из похороненных там - писатель, переводчик, критик, литературовед Борис Константинович Зайцев. Он создал свой неповторимый стиль и стал одним из ярчайших представителей богатого на литературные имена Серебряного века.