Всехсвятский Кафедральный собор и некрополь

16/02/2023 10:43 Всехсвятский Кафедральный собор и некрополь

Автор: На фото: Всехсвятская церковь и колокольня

Всехсвятское кладбище - самое большое по площади в Туле. Было учреждено, как большинство сохранившихся до наших дней исторических кладбищ русской провинции, по причине московской чумы 1771 года.

По указу Сената из-за «моровой язвы» запрещалось хоронить умерших при приходских церквах в черте города. Для этой цели назначалось отводить места на выгонных землях, за городом. На посадской стороне отвели земли для кладбища, получившего название Всехсвятское. С годами его территория увеличивалась за счет присоединения выгонных земель.

 

Кладбищенская церковь вначале была деревянной. Сразу же по её построении по прошению жителей Тулы дана была благословенная грамота на возведение каменной церкви во имя Второго Пришествия Христова. В 1788 году душеприказчики тульского купца Никифора Трофимовича Девяткина просили дозволения построить на посадском кладбище «верхнюю церковь» во имя Преображения Господня на завещанные им для этого деньги.

 

Второй этаж отстроили за два года, но произошло несчастье, угрожавшее опасностью всему зданию: 8 августа 1790 года после завершения литургии, которую служили в нижней церкви, обрушился один из пяти куполов, увенчивающих церковь, проломил своды и верхнего, и нижнего храма. При этом погибли три человека. Губернский архитектор Никифор Сокольников запретил проводить службы в нижней церкви, и возобновили их только через пять лет. В итоге строительство верхнего храма завершили в 1797 году, а освятили его только в 1825-м. Архитектурное решение Всехсвятской церкви характеризуется как переход от барокко к классическому стилю. 

 

Рисунок В.А. Жуковского.

В Советское время Всехсвятская церковь продожала работать. С 1923 по 1944 год он находился в ведении обновлеческой Тульской епархии. После закрытия Успенского кафедрального собора в кремле в феврале 1930 года считался каферальным собором обновленцев.

 

Колокольня Всехсвятской церкви – самое высокое здание в Туле и в Тульской области. 

(Автор Ирина Парамонова, специально для сайта «Бренды России. Тула».

 

Золоченный шпиль колокольни Всехсвятского собора с 1863 года возвышается над Тулой. Это первое, что видят туляки и путешественники, с какой бы стороны они ни подъезжали к городу оружейников. С ней не могут соперничать даже небоскребы у Платоновского леса и в Кузнецкой слободе: высота колокольни до креста 82 метра. Для сравнения: высота звонницы Ивана Великого в Московском кремле — 81 метр. Выше Всехсвятской колокольни в Туле только мачты басовской телевышки.

 

Цельный архитектурный ансамбль кафедрального собора и колокольни, так привычный для горожан, родился гораздо позже, чем на чумном кладбище на самой окраине Тулы появилась белоснежная пятиглавая церковь. Ее строительство было завершено в 1776 году, и лишь через 60 лет началось возведение колокольни.

 

Архитектор В. Ф. Федосеев сумел настолько мастерски увязать проект колокольни с давно действующим храмом, что только специалист увидит здесь временные отличия. Известный исследователь тульской архитектуры Владимир Николаевич Уклейн писал, «между началом строительства самой церкви и ее колокольни протекло более полувека. За это время барокко сменилось сперва ранним, затем зрелым, наконец, поздним классицизмом. В связи с этим перед В. Ф. Федосеевым, приступившим в 1833 году к проектированию колокольни, стояла нелегкая задача избежать разностилья церковного ансамбля, достичь его архитектурного созвучия не механическим повторением форм стоявшей рядом церкви, а путем их творческого переосмысления.

 

Федосееву это удалось: барочная сложность церкви отозвалась в тоже непростом построении первого этажа звонницы. В ее композиции нашли отклик и ничего не несущие колонны нижнего яруса, и характерные портики со спаренными колоннами по углам. Общность композиционных приемов и созвучие формам церкви убывающих объемов колокольни особенно заметны с близких точек зрения, когда выступающие карнизы храма скрывают от глаз ее пятиглавие.

 

Василий Федорович Федосеев, ученик знаменитого Карло Росси, приехал в Тулу в начале 1830-х годов для участия в перестройке оружейного завода. К этому времени у 36-летнего зодчего имелся богатейший опыт проектирования и строительства зданий в Северной столице. Федосеев работал в мастерской Росси и принимал участие в создании таких памятников архитектуры, как Александровский театр, ансамбль Генерального штаба и Елагин дворец. «Школа» Росси чувствуется во всех зданиях, которые в Туле строились по проектам Федосеева. Это не только колокольня Всехсвятского собора, но и Петропавловская ротонда, Преображенская церковь у Тульского кремля, дом Добрыниных на ул. Ленина и Бабаевых на ул. Пирогова.

 

Строительство колокольни Всехсвятского собора началось в 1833 году и продолжалось более четверти века. Как и все культовые сооружения России, архитектурная доминанта Тулы возводилась на средства прихожан и именитых граждан. В длинном списке жертвователей лидировали по значительности вкладов в благое дело тульский купец Семен Трофимович Красноглазов, пожертвовавший 6 с половиной тысяч рублей, и глава города Николай Никитич Добрынин. Он вложил в строительство 3 630 рублей, кроме того, профинансировал сооружение новой мостовой до кладбищенских ворот и заказал у столичного купца Василия Ивановича Макарухина (храмостроитель Щегловского монастыря) крест на колокольню, который «золотили через огонь».

 

Изюминка колокольни - четыре фигуры трубящих ангелов, возвещающих Второе пришествие Христа и Страшный Суд. Они отлиты из чугуна и установлены на колокольне 18 августа 1867 года. Это был подарок храму от церковного старосты собора тульского купца Николая Григорьевича Пирожникова.

 

 

Главный атрибут колокольни – звучные колокола – взялся бесплатно отлить тульский купец Никита Иванович Черников, владелец единственной тогда в городе колокольной фабрики, обязуясь использовать «лучшую штыковую медь и прутовое олово».

 

В 1859 году все строительные работы были завершены, колокола устремилась в поднебесье, но освящение состоялось лишь четыре года спустя. Кто, как и зачем в ночь с 13 на 14 июня 1859 года поднялся на 82-метровую высоту и украл два малых колокола, установить ни церковным, ни светским властям тогда так и не удалось. Пропажу рано утром обнаружил церковный староста Андрей Иванович Хорошиков. Он увидел у входа в колокольню взломанный навесной замок и помчался вверх по крутым ступеням лестницы. На ярусе храмовой звонницы на месте, где еще накануне висели недавно отлитые медные колокола, болтались лишь перерезанные канатные лохмотья. Староста тут же связался с полицией и еще до прибытия полицмейстера сам устроил допрос с пристрастием церковным сторожам.

 

Несколько лет тульский мещанин Аким Логинов и «бессрочно отпущенный» рядовой Василий Власов караулили церковь по ночам. «Им приказано всякую ночь пешим рядом обходить церковь и смотреть за целостностью оной», - так церковный староста описал полиции должностные обязанности сторожей. Они тут же честно признались, что «за колокольней не смотрели, ибо не могли и предположить, чтобы кто-нибудь мог устроить кражу колоколов». Но заверили, что в злополучную ночь никого постороннего на территории кладбища не видели.

 

Изначально подозрение в краже пало на самих охранников, но колокола - не иголка: в одном было весу 3 пуда 20 фунтов, в другом – 2 пуда 21 фунт, спрятать их непросто. И так как по месту жительства сторожей пропажу обнаружить не удалось, и никто из опрошенных в ходе «повального обыска» жителей окрестных домов не сообщил ничего предосудительного о поведении караульных, обвинение в краже с них сняли. Но предъявили другое – в недобросовестном отношении к своим обязанностям.

 

Уже в июле 1859 года дело рассмотрели в Тульском уездном суде и направили все материалы для окончательного приговора в Тульскую палату уголовного суда. Мещанина наказали за халатность 20-ю ударами розгами на базарной площади. Рядового для аналогичной экзекуции передали коменданту Тульского внутреннего гарнизонного батальона. Помимо телесных наказаний с провинившихся сторожей взыскали стоимость украденных колоколов из расчета 17 рублей серебром за пуд меди. Именно такие сведения предоставил суду тульский купец Никита Иванович Черников. Он же взялся исполнить «в меди» новые колокола. Освящение колокольни состоялось в 1863 году, и на протяжении двадцати шести лет звон колоколов Всехсвятской церкви мало чем отличался от благовеста, доносившегося из других тульских храмов.

 

Все изменилось 21 сентября 1889 года, когда в ансамбле малых колоколов появился звучный гигант весом в 1000 пудов – это почти 16 тонн! Тульский царь-колокол отливался в столице на средства церковного старосты купца Петра Прокофьевича Миронова. Еще через два года Всехсвятская звонница пополнилась еще тремя колоколами, которые подарил храму другой тульский купец Дмитрий Яковлевич Ваныкин. Дмитрий Яковлевич тогда же оплатил работы по сооружению ажурной витой чугунной лестницы, ставшей прекрасным дополнением интерьеров, а также заказал железные решетки на все окна, чтобы исключить проникновение в колокольню всяких «лиходеев».

 

Басистые раскаты гигантского колокола разносились по Туле до рубежа 1920-1930-х годов, когда активисты союза тульских безбожников спилили крепления, и колокол всей своей огромнейшей массой полетел вниз, снося все на своем пути. Пострадали стены нижних ярусов колокольни, сам колокол при падении разбился. Но сама звонница устояла, в дни осады Тулы немцами здесь стоял пост наблюдения ПВО.

 

В изувеченном виде колокольня простояла до 1972 года, хотя еще в 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР Всехсвятский собор и колокольня были признаны памятниками истории и культуры и взяты под охрану государства. Реставрация колокольни завершилась в 1978 году. В 1988 году к празднованию 1000-летия Крещения Руси на колокольню водрузили новый позолоченный крест, позолотой покрыли и шпиль с цоколем.

 

Со 2 декабря 2003 года в ночное время включается подсветка колокольни Всехсвятского собора.

 


В 1902-1904 годы территория Всехсвятского кладбища была обнесена кирпичной стеной. В настоящее время площадь некрополя занимает около 34 га. 

В отдаленной части кладбища к востоку от церкви обнаружены плиты и саркофаги семейного захоронения купцов Лугининых. Ранние погребения относятся к 1770-1771 гг. Объясняется расположением старообрядческого кладбища по соседству с православным, со временем православное кладбище поглотило старообрядческое.

Лугинины владели медными, железными заводами, бумажной и полотняной фабриками. В конце XVIII века активно осваивали промышленность Урала. Построили большой дом в центре Тулы. Теперь в бывшем доме Лугининых размещаются два факультета педагогического университета им. Л.Н.Толстого.

Сохранились участки семейных погребений первостатейных тульских купцов. Два участка потомственных Почетных граждан Добрыниных расположены к югу от храма. Надгробия декорированы рельефами, надгробными иконами. На западном фасаде саркофага Матрены Добрыниной высечен рельеф иконы Царь Царей. Добрынины неоднократно избирались городскими головами, имели три больших каменных дома. В качестве благотворителей значительные средства вкладывали в устроение храмов и монастырей, в частности, в строительство Всехсвятской колокольни и Щегловского монастыря. Содействовали развитию благотворительности в пользу сирот общества «Милосердие».

С севера от храма погребены купцы Ваныкины. Дмитрий Яковлевич Ваныкин огромные средства вкладывал в основание приютов, училищ. По его завещанию выстроены семь корпусов знаменитой Ваныкинской больницы.

Баташевы известны в России как самоварщики. В Туле жило несколько семей Баташевых, не состоявших друг с другом в родстве. На Всехсвятском найдены три погребения Баташевых: Александра Степановича, его брата Ивана с женой Александрой Васильевной; Николая Ивановича Баташева.

Александр Степанович Баташев, из сословия оружейников, наследник и совладелец самоварной фабрики. Пожертвовал усадьбу колонии малолетних преступников. Приобрел известность как птицевод. Жертвовал земли, дома, деньги на учреждение приютов: для слепых старцев, на содержание убежища для неизлечимо больных, на лечебницу и школу для слепых детей. Почетный гражданин Тулы.

Иван Степанович Баташев, земский врач, его супруга Александра Васильевна Баташева основала в своем имении в с. Иншинка бесплатный санаторий для туберкулезных больных. В настоящее время помещения санатория имеют музей, где хранятся вещи, картины А.В. Баташевой.

Николай Иванович Баташев, дворянин, продолжил дело, основанное отцом, – производство самоваров. Фабрика стояла вдоль Миллионной улицы. Некоторое время магазин Н.И.Баташева «Самовары и домашние приборы» располагался в Санкт-Петербурге, в начале Владимирского проспекта. Продукция имела медали Российских, Европейских, Американских выставок. Княгиня Александра Горчакова и Мария Виницеева, урожденные Баскаковы, — помещики, благотворители, храмостроители.

Семен Виницеев - с 1785 – 1794 командир Тульского оружейного завода, за труды пожалован чином коллежского советника и орденом Св.Владимира 1 степени.

С семьей баронов Дельвигов связаны страницы истории и культуры России. Им принадлежало имение в Чернском уезде Тульской губернии. Известен дом Дельвигов в Туле на углу улиц Гоголевской и Тургеневской. На Всехсвятском кладбище погребены Александр Александрович (1870-1928) и Александр Антонович (1818-1882).

Почетные граждане г.Тулы Маликовы. Иван Иванович, купец второй гильдии, церковный староста, торговал железом. Сын, Абрам Иванович, приобрел заводы на Вятке, лил металл для строительства железной дороги Москва-Петербург. В 1841 г. в собственном доме открыл первое в Туле начальное женское училище. Для училища купец жертвовал классную мебель, учебные пособия, зимнюю и летнюю одежду для учениц. Был почетным блюстителем училища.

Санитарный врач Белоусов Петр Петрович, доктор медицинских наук, член-учредитель Тульского отделения народного здравия. Вошел в историю Тулы как создатель одного из лучших городских парков России.

Белобородов Николай Иванович, создатель русской хроматической гармоники. Из рабочих тульских заводов организовал оркестр гармонистов, гастролировали по губернии и России, играли перед Л.Н.Толстым в Ясной Поляне. Написал руководство для игры на гармониках. Экспозиция музея Белобородова Н.И. знакомит посетителей с деятельностью тульских музыкантов.

Тула славилась пряниками. На Всехсвятском похоронены семьи кондитеров Скворцовых, Козлова П.И., Белолипецких. Многие русские пряничники выставляли свои изделия на художественно-промышленных выставках. Петр Иванович Козлов в 1912 г. на Всемирной выставке в Риме за представленные пряники и конфеты, знаменитые тянучки крем-брюле удостоен гран-при и награжден медалью в виде двуглавого орла из бронзы. В 1882 г.на Всероссийской выставке в Москве М.Г. Белолипецкий получил серебряную медаль за образцы выставленных пряников, на российской выставке в Каширском уезде – бронзовой медали от Министерства финансов с надписью «За трудолюбие и искусство Белолипецкому».

На кладбище сохранились надгробия разных типов – саркофаги, часовни, кресты, муфтированные колонки и конусы, жертвенники, аналои – смешение языческой и христианской погребальных культур. Надгробия сделаны из камня, дерева, металла. Наиболее интересны надгробия из белого камня – известняка, они украшены резьбой и рельефами.

Декоративные достоинства надгробий, сделанных тульскими мастерами, позволяют констатировать наличие тульской школы резьбы по камню. Рельефы надгробных икон, аллегорические фигуры, мотивы растительных орнаментов исполнены на высоком художественном уровне.

Среди сюжетов надгробных икон предпочтение отдается теме Страстей Господних и Страшного Суда. Рельефы икон Отечество, Царь Царей, Облачный Спас, Деисис, Двоица, Распятие с Предстоящими, Моление о Чаше, Иисус страдающий. Сохранились рельефы Святых патронов усопшего: Стефан, Ольга, Евдокия. Иконы располагались преимущественно на западных фасадах надгробий в арочных нишах или овальных медальонах, украшенных мотивами растительного орнамента.

Растительный орнамент содержит христианскую символику – виноградная лоза, колосья, розы и гвоздики, пальмовые ветви. Надгробия из металла – кресты и надгробные плиты – кованные и литые из чугуна. Кресты разнообразны по типам. Некоторые кресты имитируют дерево. Распространен «процветший» крест.

С юго-запада православное кладбище соседствует участком лютерано-католических погребений, отделенным от православного валом и рвом, фрагментарно сохранившимся. Участок для иноверных отведен в 50-е годы и расширен в 90-е годы ХIХ в. Сохранившиеся надгробия имеют отличия от православных – появились обелиски. На участке погребены семья архитектора Скавронского, потомки Л.С.Пушкина, семья врача Смидович, семья Белявского, владельца аптеки, Старая часть католического участка заполнена погребениями интернированных военнопленных, скончавшихся в 1945-46 годы.