Бывшая церковь Александра Невского славила русского императора за отмену крепостного права

17/02/2023 14:11 Бывшая церковь Александра Невского славила русского императора за отмену крепостного права

Автор: Фото: sobory.ru

Бывшая церковь Александра Невского – доминанта села Малое Скуратово в Чернском районе Тульской области и объект культурного наследия регионального значения. Накануне вышел приказ об утверждении предмета охраны памятника архитектуры. В документе отмечено, что церковь была возведена в 1876 году.

 

Об этом же читаем в книге П. И. Малицкого «Приходы и церкви Тульской епархии».

«Храм выстроен каменным зданием на средства прихожан, при особых пожертвованиях со стороны чернского купца А. К. Кочетова, тульских купцов братьев Васильковых и князя Виктора Васильевича Кугушева. 29 декабря 1876 г. храм был освящен». Там же отмечено, что строительство церкви обошлась в сумму более 54 тысяч рублей.

 

Мотивом к постройке храма во имя св. Александра Невского стало освобождения крестьян от крепостной зависимости. Потому, и посвящен он был имени святого, соименнованного царю освободителю Александру II.

 

Отмена крепостного права в России, также известная как Крестьянская реформа явилась первой и наиболее значимой из «великих реформ» Александра II. Провозглашена Манифестом от 19 февраля (3 марта) 1861 года. Отметим, в Москве Александро-Невский собор в память об освобождении крестьян был возведен только к 1917 году.

 

В убранстве чернского храма особенным почитанием пользовалась икона св. Александра Невского в серебряной, чеканной ризе, с накладным золотом на краях, знаменитой мастерской Павла Сазикова. Святыню пожертвовала ко дню освящения церкви императрица Мария Александровна.

 

Церковь стоит на бутовом ленточном фундаменте. Кирпичный цоколь облицован белым камнем с профилированным обрезом. Стены возведены из кирпича на известковом раствор. В качестве декоративных элементов использовался белый камень и лекальный кирпич.

 

Внутренний объем разделен альфрейной росписью в виде карниза и фризом с растительным орнаментом.

 

Раньше, когда основной техникой росписи храмов была фреска, термин «альфрейная» означал способ нанесения рисунка не на сырую штукатурку, а на сухую поверхность. Изначально это считалось новаторством, художники экспериментировали с темперой, клеевыми красками и маслом. Но к XIX веку техника альфрейная техника получила широкое распространение.

 

Кроме того, в бывшей церкви Александра Невского у всех арочных световых проемов присутствует профилированный наличник. Все это отмечено в документах и состоит на государственной охране.