Александр Николаевич Островский – выдающийся русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра.
Александр Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в обеспеченной семье коллежского асессора. Его детство прошло в купеческом районе Замоскворечье. Благодаря большой библиотеке отца Островский рано познакомился с русской литературой и почувствовал склонность к писательству.
Увлечение театром началось с поступления в Первую Московскую гимназию. Там Островский начал играть в театральных постановках. Но его мечты стать писателем были встречены отцом в штыки, он не видел в этом будущую профессию для сына. Чтобы угодить отцу Александр Николаевич поступил на юридический факультет в Московском университете. Однако обучение его там шло не слишком удачно. Скучным лекциям новоиспеченный студент предпочитал театральные постановки. В итоге его отчислили. Теперь необходимо было зарабатывать на жизнь, поэтому при помощи отца Александр Николаевич приступил к работе в канцелярии.
Вечерами в свободное время будущий драматург сочинял свои первые произведения. «Записки замоскворецкого жителя» стали его первой опубликованной работой. В то же время им была написана первая пьеса «Картина семейного счастья». С этого времени, по признанию самого Александра Николаевича, он начал считать себя писателем.
Островскому было около 24 лет, когда он познакомился с доброй и обаятельной простолюдинкой Агафьей, жившей неподалеку, и попытался построить свое семейное счастье. Отец, узнав про эти отношения, пригрозил лишить Островского наследства, но влюбленные продолжали жить вместе. Незарегистрированный брак продлился почти 20 лет. Все их несколько детей умерли в раннем возрасте. После смерти Агафьи в 1867 году писатель женился на Марии, подарившей ему четырёх сыновей и двух дочерей.
Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди — сочтёмся!», опубликованная в 1850 году в журнале «Москвитянин». Однако пьеса вызвала одобрительные отклики Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова. Влиятельное московское купечество, обиженное за своё сословие, пожаловалось «начальству». Комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году.
Новый виток в карьере драматурга начался с премьеры спектакля по пьесе «Не в свои сани – не садись». Островский лично участвовал в репетициях, чтобы актеры могли лучше понять свои роли. Далее последовали и другие работы, не менее примечательные.
Более тридцати лет, начиная с 1853 года, новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах. С 1856 года Островский стал постоянным сотрудником журнала «Современник». В том же году в соответствии с пожеланием великого князя Константина Николаевича состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях. Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода. Он многое увидел и записал за местными купцами, в дальнейшем эти заметки помогли в создании новых образов.
Современники Александра Николаевича высоко ценили его талант, способность видеть человеческую душу. Он продолжил создавать острые социальные произведения, которые неизменно вызывали массу эмоций у публики. Памятным моментом в творческой жизни стала работа над совместным проектом «Снегурочка» с композитором Петром Чайковским. В пьесе приняли участие артисты Малого и Большого театров.
В 1870-х годах Александр Островский занимал должность почётного мирового судьи в Кинешемском уезде. Участие в процессах и знакомство с криминальной хроникой давали ему возможность находить новые темы для своих произведений. Исследователи предполагают, что сюжет «Бесприданницы» был подсказан драматургу одним из громких дел, всколыхнувшим весь уезд - убийство местным жителем Иваном Коноваловым своей молодой жены. Работа над пьесой продолжалась несколько лет. Премьерные спектакли по «Бесприданнице» состоялись осенью 1878 года и… Провалились! Они вызвали протест у зрителей и театральных критиков. Успех пришёл к произведению только после смерти автора.
С Александра Островского начинается русский театр в современном понимании. В его пьесах изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.
Несмотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы, император Александр III в 1883 году пожаловал ему ежегодную пенсию в три тысячи рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа истощила организм. Последней его работой стал перевод «Антония и Клеопатры» Уильяма Шекспира, любимого драматурга Александра Николаевича.
Скончался Островский 14 июня 1886 года в своём костромском имении Щелыково от болезни сердца. Император выделил на его похороны 3000 рублей. Вдове Островского и его детям была назначена ежегодная пенсия аналогичного размера.
В Совете Федерации подняли тему сохранения объектов культурного наследия
11/12/2024Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил 80-летие на рабочем месте
09/12/2024Hwidys: Каждодневная практика, поиск образов, эксперименты
08/12/2024Легенда авторской музыки, актер театра и кино, Владимир Высоцкий был кумиром миллионов. Он ушел слишком рано… Легенды о том, что Владимир Высоцкий в середине 60-х годов посещал тот и иной город, чтобы спеть на чьей-то прокуренной кухне, не первое десятилетие гуляют по всей стране.
На заре советской власти в Петрограде возникло новое объединение молодых писателей. Его участники именовали себя «Серапионовыми братьями». Декларации объединения выступали противовесом принципам пролетарской литературы.
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!